Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов

1. Введение

Настоящие методические рекомендации подготовлены по итогам обобщения практики применения взысканий за коррупционные правонарушения в случаях непринятия должностными лицами мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закона № 273-ФЗ) устанавливает, что конфликтом интересов является ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
(далее – должностное лицо), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (далее – полномочия).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) (далее также – доходы или выгоды) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (далее – лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица).
Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и другие.
В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (далее – предотвращение и урегулирование конфликта интересов) возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
К иным категориям лиц прежде всего относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
В целях реализации мероприятий по противодействию коррупции положениями федеральных законов, регламентирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, отдельные должности в организациях на основании трудового договора, установлены виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений и порядок ее применения, в том числе за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2. Особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

2.1. В случае поступления (выявления) информации, указывающей на непринятие должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо руководствоваться следующим.
В целях всестороннего изучения обстоятельств, характеризующих наличие (отсутствие) конфликта интересов, которые рассмотрены в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, и соблюдения прав должностного лица необходимо проведение проверки.
Проверка соблюдения должностным лицом требований к служебному поведению, в том числе требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в соответствии с:
- Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее
соответственно – проверка, Положение о проверке);
- Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066;
- утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями Положениями о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных должностей и лицами, замещающими отдельные должности и соблюдения лицами требований к служебному поведению.
2.2. В настоящих методических рекомендациях под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения.
Такие сведения могут содержаться в информации, представленной в письменном виде в установленном порядке должностными лицами, органами и организациям указанными в пункте 10 Положения о проверке. Основанием для проведения проверки может, в том числе быть информация, ставшая известной работнику подразделения или должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – подразделение (уполномоченное лицо)), в ходе анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах), из обращений граждан и организаций или открытых источников (размещенные в сети «Интернет» государственные реестры, в том числе иностранные, средства массовой информации, сведения, публикуемые в социальных сетях и т.д.).
2.3. Проверка осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем).
Решение принимается отдельно в отношении каждого должностного лица и оформляется в письменной форме.
2.4. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
При невозможности завершения мероприятий в установленный срок рекомендуется принимать решение о продлении срока проведения проверки.
2.5. По результатам проведения проверки должен быть установлен факт совершения или не совершения должностным лицом коррупционного правонарушения.
2.6. В ходе проверки рекомендуется провести следующие мероприятия.
2.6.1. Сбор сведений и их анализ.
Рекомендуется изучить личное дело должностного лица, сведения о доходах, а также сведения о выполнении им иной оплачиваемой работы. Информация, хранящаяся в личном деле должностного лица, содержит сведения о прошлых местах работы данного лица, данных о его родственниках и местах их работы. Информация о месте работы родственников необходима для анализа возможности возникновения конфликта интересов (например, в случае если организация, в которой работают лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, является поставщиком товаров, исполнителем работ или оказывает услуги по заказу государственного (муниципального) органа или подведомственных ему организаций). Анализ сведений о выполнении иной оплачиваемой работы позволяет установить возможность выполнения такой работы на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия.
Анализ сведений о доходах также осуществляется в целях выявления организаций и лиц, в отношении которых должностное лицо реализовывало, реализует или может реализовать свои полномочия. В этой связи рекомендуется изучить:
- сведения о местах работы супруги (супруга) должностного лица, а также об организациях, учредителями, участниками, руководителями или работниками которых является должностное лицо и (или) лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица;
- информацию о владении ценными бумагами организаций;
- информацию о наличии долей в уставных капиталах организаций;
- сведения об организациях и лицах, от которых должностное лицо, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети получали когда-либо доход.
Дополнительно целесообразно изучить круг физических и юридических лиц, с которыми должностное лицо взаимодействовало в рамках исполнения своих полномочий за последние три года.
Рекомендуется изучить утвержденный государственным (муниципальным) органом перечень организаций, подведомственных государственному (муниципальному) органу и работников, замещающих должности руководителей и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в указанных организациях, а также перечень физических и юридических лиц, являющихся контрагентами данных организаций.
В рамках проведения проверки могут быть использованы специализированные программные продукты, позволяющие получать актуальную общедоступную информацию о физических и юридических лицах, их связях и аффилированности.
2.6.2. Проведение беседы с должностным лицом, а также иные мероприятия, предусмотренные пунктом 15 Положения о проверке, являются правом подразделения (уполномоченного лица). Рекомендуется не допускать игнорирования данных мероприятий, которые способствуют установлению всех возможных обстоятельств ситуации, явившейся основанием для проведения проверки. Вместе с тем, в случае обращения должностного лица в соответствии с пунктом 22 Положения о проверки проведение беседы с ним является обязанностью и должно быть организовано в течение семи рабочих дней со дня обращения должностного лица, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с данным лицом.
При проведении беседы необходимо напомнить должностному лицу о положениях антикоррупционного законодательства, в том числе понятии конфликта интересов, личной заинтересованности и мерах ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Необходимо учитывать, что задаваемые должностному лицу вопросы направлены на прояснение всех обстоятельств, явившихся основаниями для проведения проверки и (или) выявленных в ходе ее проведения, а также свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом требований антикоррупционного законодательства (недостоверное представление сведений о доходах, нарушение установленных ограничений и запретов, невыполнение обязанностей).
В ходе беседы рекомендуется обсудить следующие вопросы, касающиеся, в том числе:
- основных требований антикоррупционного законодательства в соответствии с предметом проверки;
- информации, послужившей основанием для осуществления проверки;
- обстоятельств, свидетельствующих о возможном несоблюдении должностным лицом антикоррупционного законодательства;
- информации, полученной по итогам запросов, если такие запросы были направлены до проведения беседы;
- иные вопросы (в т.ч. организационного характера).
В ходе беседы рекомендуется опросить должностное лицо по следующим блокам вопросов:
- когда и при каких обстоятельствах возникла возможность конфликта интересов, которая изучается в рамках проведения проверки;
- взаимосвязь должностного лица и иных лиц, участвующих в ситуации возможного конфликта интересов, как давно и при каких обстоятельствах возникли взаимоотношения. Необходимо попросить должностное лицо разъяснить свои должностные обязанности, порядок их реализации, иные фактически имеющиеся у него и реализуемые им полномочия, которые не закреплены в должностных обязанностях, обязанности вышеупомянутых иных лиц, когда и при каких обстоятельствах с ними осуществлялось взаимодействие (как служебное, так и внеслужебное);
- причины непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (либо принятие неполных мер), какие меры он считает необходимым принять в настоящее время в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов (возможности его возникновения). Данная рекомендация применима, когда конфликт интересов очевиден;
- осведомленность должностного лица при поступлении на службу (назначении на должность, реализации конкретных функций) о возможности возникновения конфликта интересов, знало или предполагало ли должностное лицо, что данная ситуации может возникнуть и какие меры необходимо было принять.
В ходе беседы целесообразно попросить должностное лицо представить всю имеющуюся у него информацию (материалы, письма, документы и пр.), касательно рассматриваемой ситуации. В случае отказа должностного лица от представления таких материалов ему необходимо напомнить, что содействие в проведении проверки может быть учтено при принятии соответствующего решения по результатам проверки.
Беседа не должна иметь обвинительный уклон, необходимо постараться расположить должностное лицо, объяснить необходимость максимально объективно изучить с его помощью все обстоятельства, требующие рассмотрения в рамках проверки.
В зависимости от ситуации подразделением (уполномоченным лицом) могут быть проведены беседы с любыми лицами, информация которых может способствовать установлению всех обстоятельств проверки.
В случае, если в ходе беседы с должностным лицом (иными лицами) выявлена значимая для проверки информация, которой подразделение (уполномоченное лицо) не располагало, рекомендуется подготовить справку по результатам беседы, подписанную сотрудниками подразделения (уполномоченным лицом) и должностным лицом (иными лицами). При отказе должностного лица (иных лиц) от подписания, названный документ подписывается сотрудниками подразделения (уполномоченным лицом).
При установлении в ходе беседы обстоятельств, свидетельствующих о возможно допущенных иных коррупционных правонарушениях, информация о которых ранее не изучалась в рамках проверки, требуется их дополнительное, углубленное рассмотрение, задействовав все необходимые инструменты проверки.
2.6.3. Направление запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в государственные (муниципальные) органы и организации с целью получения необходимой информации, имеющейся в распоряжении данных органов и организаций в отношении проверяемого должностного лица.
Так, например:
- запрос в организацию, в которой должностное лицо осуществляет иную оплачиваемую работу или работало ранее, может способствовать установлению трудовых обязанностей должностного лица в данной организации и конкретного вида поручаемой ему работы;
- запрос в ФНС России позволит установить доходы, полученные должностным лицом в течение рассматриваемого периода, лиц, перечислявших ему денежные средства, информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, а также доли участия в уставных капиталах организаций;
- запрос в Росреестр позволит установить наличие зарегистрированных прав должностного лица на недвижимое имущество, а также лиц, с которым совершены сделки по купле-продаже такого имущества;
- запрос в кредитные организации позволит установить информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, получить информацию об осуществляемых денежных переводах по таким счетам, об используемых должностным лицом банковских продуктах (кредит, вклад, ипотека и пр.).
2.6.4. В целях своевременного выявления и урегулирования ситуаций конфликта интересов подразделениям (уполномоченным лицам) рекомендуется принимать в пределах установленной компетенции и во взаимодействии с уполномоченными государственными органами меры по установлению круга лиц, с которыми должностное лицо состоит в семейных или иных близких отношениях. Кроме того, представляется необходимым детально изучить род занятий и место работы лиц, с которыми должностное лицо связано иными близкими отношениями, а также осуществляемые данными лицами трудовые обязанности.
2.6.5. Если для проведения проверки требуется проведение оперативно-разыскных мероприятий, проверка осуществляется путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в соответствии с частью третьей статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в таком запросе необходимо указать сведения, предусмотренные пунктом 17 Положения о проверке.
2.7. Анализ всех полученных сведений проводится в целях подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, которые рассмотрены в разделе 4 настоящих методических рекомендаций.
2.8. Наряду с соблюдением сроков проверки, проводимой в целях подтверждения факта непринятия должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, необходимо строго соблюдать порядок привлечения должностного лица к ответственности за данное правонарушение. В случае нарушения данного порядка решение представителя нанимателя (работодателя) о привлечении должностного лица к ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе увольнение в связи с утратой доверия, может быть оспорено в судебном порядке.
2.9. По окончании проверки подразделение обязано ознакомить должностное лицо с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Подпунктом «а» пункта 24 Положения о проверке установлено право должностного лица давать пояснения в письменной форме, в частности, по результатам проверки. В соответствии с пунктом 25 Положения о проверке такие пояснения приобщаются к материалам проверки. В этой связи в целях защиты интересов должностного лица необходимо уведомлять данное лицо в письменной форме (с отметкой об ознакомлении) о результатах проверки до направления соответствующего доклада представителю нанимателя (работодателю) либо уполномоченному им лицу.
В случае отказа лица, в отношении которого проведена проверка, от ознакомления с ее результатами, как правило, составляется соответствующий акт либо заключение направляется заказным письмом с уведомлением (например, если лицо нетрудоспособно длительное время в связи с заболеванием). В любом случае должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на своевременное ознакомление с результатами проверки, и собраны документы, подтверждающие отказ лица от ознакомления.
При соблюдении указанных условий отсутствие подписи должностного лица, в отношении которого проведена проверка, не препятствует подразделению представить доклад о ее результатах представителю нанимателя (работодателю) либо уполномоченному им лицу, а также рассмотрению (при необходимости) данного материала на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (с уведомлением об этом должностного лица).
Вместе с тем, решение о привлечении к ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, не может быть реализовано в отношении временно нетрудоспособного лица, а также находящегося в отпуске по беременности и родам, в иных установленных законом случаях.
2.10. Применение взыскания за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением (уполномоченным лицом), а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, с учетом рекомендации данной комиссии.
Итоговое решение о применении (неприменении) взыскания и его вида принимает представитель нанимателя (работодатель). В докладе представителю нанимателя (работодателю) о результатах проверки рекомендуется наряду с указанием возможных мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предлагать конкретную меру ответственности, которую целесообразно применить к должностному лицу (при наличии оснований для ее применения).

3. Срок применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Законодательство в области противодействия коррупции не содержит унифицированной нормы, определяющей срок привлечения к ответственности за нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Такие сроки предусмотрены федеральными законами, определяющими специфику профессиональной служебной (трудовой) деятельности должностных лиц.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Согласно статьям 27 и 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок применения и снятия взысканий, в том числе за коррупционные правонарушения, определяется трудовым законодательством, в соответствии с которым взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при принятии решения о привлечении должностного лица к ответственности следует руководствоваться нормами специальных законов, устанавливающих срок применения взыскания для каждой категории должностных лиц.

 


4. Наличие оснований для применения взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов

За непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе за неуведомление представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, должностное лицо может быть привлечено к юридической ответственности.
4.1. Исходя из предусмотренного нормативного определения конфликта интересов для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности.
Личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся:
а) его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей);
б) граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод.
К доходам, в частности, относится получение:
а) денег (в наличной и безналичной форме);
б) иного имущества, под которым понимаются вещи (недвижимость, транспортные средства, драгоценности, документарные ценные бумаги и т.д.), бездокументарные ценные бумаги и имущественные права (право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предполагающие возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться имуществом, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.);
в) услуг имущественного характера;
г) результатов выполненных работ;
д) имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Определение конфликта интересов, используемое для целей противодействия коррупции, основывается на понятии «коррупция», установленном в статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ, и подразумевает извлечение (возможность извлечения) из ситуации конфликта интереса выгоды имущественного характера (материального преимущества). Для целей настоящих методических рекомендациях под иными выгодами понимаются выгоды имущественного характера (материальное преимущество).
К иным выгодам, в частности, относятся:
а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.;
б) ускорение сроков оказания государственных (муниципальных) услуг;
в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.
Такие выгоды, например, как внеочередное предоставление государственной (муниципальной) услуги, могут в свою очередь повлечь другие существенные выгоды за счет возникновения неравных условий по сравнению с другими участниками рынка. Так, организация, которая успела быстрее своих конкурентов пройти аккредитацию на осуществление определенного вида деятельности, сможет раньше других принять участие, например, в государственных закупках и получить доход за исполнение контракта.
В ряде случаев выгода может быть опосредована. Например, когда бездействие следователя или сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по привлечению близкого родственника или свойственника к уголовной ответственности позволяет ему продолжать замещать должность и получать заработную плату (иные выплаты по месту работы), которую он мог бы потерять в случае привлечения к уголовной ответственности, а также сохранить имущество, которое могло бы быть конфисковано.
Аналогичной выгодой может считаться назначение административного наказания в виде предупреждения вместо штрафа.
Получение (возможность получения) доходов или выгод, как правило, возникает в результате принятия (возможности принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность. Однако необходимо учитывать, что личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность, в частности путем ограничения конкуренции, исключения равных условий для получения доходов и выгод;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности. Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:
а) самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;
б) давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.
Для подтверждения данного обстоятельства необходимо проанализировать нормативные правовые акты, локальные акты и иные документы (должностной регламент, должностная инструкция, положение о государственном органе, органе местного самоуправления, о структурном подразделении органа или организации и т.д.), определяющие круг полномочий и должностных обязанностей должностного лица, а в случае отсутствия таких актов и документов – проанализировать фактически осуществляемые полномочия и обязанности, в том числе конкретные решения должностного лица, которые могут выражаться в виде резолюций, поручений, распоряжений, протоколов совещаний и пр.
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
4.2. При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения доходов или выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить:
1) наличие отношений близкого родства или свойства
граждан – получателей доходов или выгод с должностным лицом. Доказательством наличия таких отношений могут являться:
а) сведения, указанные в анкетных данных должностного лица;
б) акты гражданского состояния;
г) сведения о нахождении в браке и детях отраженные в паспорте гражданина;
д) иные документы и сведения, подтверждающие близкое родство и свойство;
2) наличие имущественных отношений между должностным лицом, его близкими родственниками или свойственниками с гражданами или организациями – получателями доходов или выгод. О наличии таких отношений могут свидетельствовать:
а) участие должностного лица (его близкого родственника или свойственника) в договорах и (или) иных сделках с гражданами и (или) юридическими лицами – получателями доходов или выгод в качестве кредитора или должника. Примерами указанного случая могут являться:
получение должностным лицом (его близким родственником или свойственником) кредита в банке, получающем доходы или выгоды от действий (бездействия) должностного лица;
аренда должностным лицом (его близким родственником или свойственником) имущества у граждан и (или) юридических лиц – получателей доходов или выгод;
передача в доверительное управление должностным лицом (его близким родственником или свойственником) ценных бумаг гражданам и (или) юридическим лицам – получателям доходов или выгод;
б) наличие имущества, находящегося в общей собственности должностного лица (его близкого родственника или свойственника) и гражданина и (или) юридического лица, являющихся получателями доходов или выгод;
в) наличие в фактическом (без юридического оформления) пользовании должностного лица (его близкого родственника или свойственника) имущества, принадлежащего гражданину или юридическом лицу, являющихся получателями доходов или выгод;
3) наличие корпоративных отношений между должностным лицом, его близким родственником или свойственником и лицами – получателями дохода или выгоды.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) корпоративные отношения возникают в связи с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. В соответствии со статьей 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, общественные организации, товарищества собственников недвижимости и другие. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении соответствующего юридического лица. Так, например, гражданин связан корпоративными отношениями с акционерным обществом, акциями которого он владеет; гражданин, являющийся руководителем (членом коллегиального органа управления) корпоративной организации, связан с этой организацией корпоративными отношениями;
4) наличие иных близких отношений между должностным лицом
(его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями доходов или выгод. Должностное лицо, его близкие родственники и свойственники могут поддерживать близкие отношения с дальними родственниками (свойственниками), со своей бывшей супругой (супругом), школьными друзьями, однокурсниками, коллегами по службе (работе), в том числе бывшими, соседями и иными лицами. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер. Признаками таких отношений могут являться совместное проживание, наличие регистрационного учета по одному месту жительства, ведение общего хозяйства, наличие общих внебрачных детей, участие в расходах другого лица, оплата долгов, отдыха, лечения, развлечений другого лица, регулярное совместное проведение досуга, дарение ценного имущества, иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что жизнь, здоровье и благополучие близкого человека дороги соответствующему должностному лицу в силу сложившихся обстоятельств.
Информация о близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях может быть получена как из открытых источников (публичные реестры, базы данных юридических лиц, электронные площадки государственных закупок, социальные сети и т.д.), так и посредством проведения проверочных мероприятий.
4.3. Необходимо разграничивать возможность возникновения конфликта интересов и состоявшийся факт исполнения должностных обязанностей при наличии личной заинтересованности. Установление данной информации необходимо для принятия решения о привлечении должностного лица к ответственности, определения мер такой ответственности либо для определения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией полномочий и возможностью получения доходов или выгод.
Например, возможность возникновения конфликта интересов образуется и обязанность уведомить об этом появляется, когда:
председатель закупочной комиссии (член комиссии), получив соответствующие документы, узнает об участии в закупочной процедуре организации, учредителем и (или) генеральным директором которой является его супруга;
к судебному приставу-исполнителю на исполнение попадает исполнительный документ в отношении должника, являющегося его близким родственником (свойственником);
налоговому инспектору поручают проведение камеральной проверки в организации, главный бухгалтер которой является его матерью.
При указанных обстоятельствах должностное лицо обязано принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе уведомить в установленном порядке о возможности возникновения конфликта интересов, а представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им должностное лицо должен принять меры по предотвращению возникновения ситуации конфликта интересов.
4.4. Согласно части 2 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Также в соответствии с частью 2 статьи 59.2 Федерального закона
№ 79-ФЗ представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.
Указанными положениями устанавливается, что представитель нанимателя (лицо, замещающее государственную или муниципальную должность) совершило коррупционное правонарушение, которое выразилось в бездействии по отношению к ситуации личной заинтересованности, возникшей у подчиненного ему лица. Представителю нанимателя (лицу, замещающему государственную или муниципальную должность) помимо организации работы и осуществления контроля за деятельностью своих подчиненных необходимо оказывать содействие указанным лицам в соблюдении антикоррупционного законодательства.
Для привлечения представителя нанимателя (лица, замещающего государственную или муниципальную должность) к предусмотренной законодательством ответственности необходимо установить факты, свидетельствующие об осведомленности указанных лиц о возникновении у подчиненных им лиц ситуации личной заинтересованности, а также бездействие в рассматриваемой ситуации.
4.5. В ситуации, когда по результатам проведенной проверки установлен факт наличия у должностного лица конфликта интересов, то есть доказано наличие вышеуказанных обстоятельств, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и должностное лицо не уведомило о конфликте интересов когда ему стало известно, применение мер ответственности к должностному лицу необходимо осуществлять с учетом нижеследующего.
При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов необходимо учитывать следующие критерии:
а) характер и тяжесть правонарушения (в том числе негативные последствия, наступившие в результате правонарушения);
б) обстоятельства, при которых совершено правонарушение;
в) полнота, своевременность и добросовестность самостоятельно принятых мер по уведомлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
г) соблюдение должностным лицом других запретов и ограничений, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
д) предшествующие результаты исполнения должностным лицом своих полномочий.
Решение об увольнении в связи с утратой доверия рекомендуется применять при достоверно установленных обстоятельствах, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и неуведомлении о возникшем конфликта интересов или возможности его возникновения, к примеру, в следующих случаях:
председатель закупочной комиссии государственной корпорации создал условия для признания победителем конкурса коммерческой организации, соучредителем которой он является;
председатель областного комитета градостроительства и архитектуры принимал решения об использовании бюджетных средств в интересах коммерческих структур, не указав сведения о владении долями в уставных капиталах данных коммерческих организаций;
начальник областного департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов принимал решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью, учредителем которого является его дочь, а одним из работников его супруга, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам в рамках государственной областной программы.
4.6. В случае, если в ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков состава преступления или признаков административного правонарушения, материалы об этом представляются в правоохранительные органы (пункт 30 Положения о проверке).
О наличии признаков состава преступления или признаков административного правонарушения могут свидетельствовать следующие случаи:
заместитель главы администрации сельского поселения в отсутствие соответствующих полномочий единолично распорядилась земельными участками сельскохозяйственного назначения, передав их в аренду своему супругу по стоимости, существенно ниже рыночной;
главный врач городской клинической больницы организовал закупку лекарственных препаратов по стоимости, существенно выше рыночной, у организаций, учредителем которых является его сын;
руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, неоднократно принимал неправомерные решения о назначении необоснованно мягкого административного наказания в отношении организации, генеральным директором которой является его супруга;
заместитель генерального директора акционерного общества, которое оказывает клининговые услуги, обеспечил предоставление сотруднику налогового органа, являющегося его братом, бесплатных клининговых услуг за попустительство по службе в отношении указанного акционерного общества.
4.7. В соответствии с Положением о проверке представитель нанимателя (руководитель), рассмотрев доклад о результатах проверки, может принять решение о представлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (комиссию по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации) (далее – комиссия).
В случае, если имеющиеся у представителя нанимателя (руководителя) материалы и результаты проведенной проверки прямо свидетельствуют о непринятии должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также отсутствуют сомнения в достаточности доказательств по факту непринятия указанных мер, материалы проверки могут не направляться в комиссию.
В ином случае в целях коллегиального и всестороннего рассмотрения результатов проведенной проверки и фактов возможного непринятия должностным лицом мер по предотвращению и урегулирования конфликта интересов представителю нанимателя (руководителю) рекомендуется направить материалы проверки в комиссию.
По итогам рассмотрения данных материалов комиссия принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом, подписанным членами комиссии, принимавшими участие в ее заседании. Решение комиссии по итогам рассмотрения материалов проверки по вопросу, касающемуся непринятия должностным лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, носит рекомендательный характера для представителя нанимателя (работодателя).
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!