Муниципальное образование "Сельсовет Ашарский"

Селение Ашар образовалось 1000 лет назад. по имеющимся сведениям несколько раз было разрушено захватчиками, потом горцы опять восстанавливали село. В последний раз, примерно 600-700 лет назад, горцы, пришедшие с разных мест, построили новое селение и дали ему название Ашар. Как говорят жители, тухумы Гьасанбегар прибыли из Манкулидхюр, Кичер - из Кичы, ЧIарагъар из - Чирага, Чакъалар - из Мискинджы, Гьирегар - из Играха, Бегъерчияр - из Агула. Последних в селе очень мало. Когда-то в нем насчитывалось около 700 дворов. После землетрясения 1966 года большая часть ашарцев переселились в Кизлярский район. Там возникло новое село Сарсар и совхоз «Ашарский». Также ашарцы живут в Черняeвке (Кизлярский р-он), Баку, Махачкале, Дербенте, Кизляре, Белиджах. Были времена, когда этот населенный пункт назывался Ашар шегьер (город). До революции жителей обслуживал восемь мечетей. Здесь находится мавзолей Гаджибубы-эфенди.Много сделал для села шейх Исмаил. Его сын ученый-арабист, поэт Ашар Рамазан оставил после себя поэтическое наследие, в том числе и удивительное, оригинальное стихотворение о войне горцев под руководством имама Шамиля против царских захватчиков. В мире поэзии также творил Сарадин, Гаджиали, Мугудин. Основным занятием жителей села является скотоводство, земледелие. Было развитo и ремесленичество. В советский период из села вышли известные республике люди. Среди них доктор физико-математических наук Абдулла Абдуллаев, Бирем Абдурахманов, кандидаты филологических наук Касум Магомедов, исторических наук Абдулла Гафуров, бывший министр финансов Республики Дагестан и 1-й секретарь Курахского райкома КПСС Даниял Закержаев, хирурги Эмирбег Абдурахманов, Расул Бутаев, полковник Рамазан Юсуфов, подполковник Тажидин Магомедов, военный хирург, полковник Омархалил Рамазанов, заместитель начальника Кизлярского линейного отделения милиции Гасан Махмудов, бывшие партийные, советские работники Сираждин Ризаев, Жалил Асланов, заслуженный учитель РД, писатель Буба Ахмедов, самодеятельный композитор, певец, поэт Гусейн Рамазанов и др. На оперативной и руководящих должностях КГБ ДАССР работал подполковник Халилбег Асланов. Подряд несколько лет он занимал должности начальника Ахтынского и Сулейман-Стальского межрайонных отделов КГБ. На территории сел. Ашар находится очень много родников. Некоторые о нем так и говорят - село родников. В сел. действует средняя школа, клуб, библиотека и другие учреждения.

Cело Кукваз.По рассказам старожилов известно, что село Кукваз образовали пришлые люди из Шиназа, Хюрехюра, Кимихюра... У каждого были свои причины. Одних, за неблаговидные поступки выгоняли сельские общества, другие убегали от кровной мести. Крупный род села также получил название Атаяр - пришлые люди. На первоначальном этапе и село имело название - Атайринхюр. Жители соседних сел долго не давали покоя новым жильцам, расположенных под утесом Калал. Угоняли их скот, похищали девушек, нагло использовали их пастбища... Выходкам соседей не было конца. Сколько можно было терпеть? Атаи решились на долгожданный шаг, они поднялись на вершину утеса и построили себе жилища там. Место оказалось очень удачным. С трех сторон их защищали обрывы, скалы, ущелья. Село приняло вид естественной крепости. Только юго-восточную часть, где проходила узкая тропинка, Атаи охраняли сами. На краю обрыва собирали кучу камней и в нужный момент обрушивали их на головы неприятелей. Это повторялось каждый раз, когда соседи, или незванные гости, атаковали владения села. Когда наконец наглецы поняли, что пришлые люди мужественно защищаются, они прекратили свои набеги. А село получило новое название - Кукваз. Название образовалось от слова кIук - вершина. Люди на вершине, или люди сбрасывающие камни на головы (кьилин кIукварал). КIук - кукIвал - кукIваз - кукваз. До советского периода горцы занимались животноводством, земледелием, разными ремеслами. Подготовив продовольствия на зиму, работоспособные мужчины отправлялись на заработки. Кто в города, кто на равнинную часть Южного Дагестана, Северного Азербайджана. Владения у куказцев были обширные. Граничили они с территориями сел Хпедж, Ашар, Хюрехюр и Гъюгъвезар Ахтынского района. Жители этих селений постоянно зарились на пастбища, сенокосы, поля куказцев и часто между ними происходили ссоры, столкновения. Был, говорят, один смельчак по имени Абдулхалик, который постоянно следил за владениями села. Когда границу переходили отары, стада соседей, он незаметно отгонял часть животных в село и раздавал односельчанам. А соседи, говорят, не осмеливались показаться в Куквазе, зная норов Абдулхалика. В одно время между жителями Кукваза и Хпеджа из-за пастбища разгорелся большой спор. Каждая сторона уверяла, что данная территория принадлежит их джамаату. В дело включились судьи, представители власти, духовные лица. Их вердикт был таков: кто на Коране поклянется, что это земля их, то так оно и будет. Посланник от Хпеджского джаамата оказался умным и хитрым человеком, он заранее заполнил свои чарыки землей с хпеджских угодий и при всех поклялся на Коране, произнеся слова: «Земля, которая находится под моими ногами, наша, хпеджская». После такой клятвы, говорят, представитель куквазцев не решился на клятву. Таким образом большая территория пастбищ перешла во владения Хпеджского джамаата. Весной, когда зацветали поля и луга, на самом обширном лугу проводили праздник Арба, на котором собиралась молодежь сел Ялах, Гъюгъвез (Самурский округ), Хюрехюр, Ашар, Гелхен, Усуг и Кукваз. Парни и девушки собирали сурар (дикую черемшу), потом развлекались. Играли, танцевали, пели, организовывали розыгрыши... За молодыми следили аксакалы. Заранее у всех парней отбирали кинжалы, сабли, ножи. Обычно на таких сборищах без драк не обходились. В основном из-за девушек. Драки без оружия лишних проблем не создавали. Горячие головы выясняли отношения между собой, а потом мирно расходились, порой драчуны даже становились друзьями, а то и родственниками. Старое село состояла из 64 хозяйств. В годы Советской власти в селе построили школу, создали колхоз, открыли библиотеку, клуб, медпункт, провели линии телефона, радио, электричество. Однако бездорожье и крутой подъем к селу, трудные условия мучили не одно поколение. Поэтому председатель колхоза Баяндур Султанов первым из сельчан решился переселиться вниз на поляну возле речки, где куквазцы выращивали овощи, занимались садоводством. Баяндур на своем участке построил дом и начал жить там. Два года он провел в одиночестве, а потом на новое место, друг за другом переехали и остальные семьи. На обширной поляне возле дороги Курах - Хвередж образовалось красивое село с двухэтажными домами, покрытые шифером, утопающее в зелени и цветах. Часть жителей перебрались в города республики. Первым председателем колхоза работал Муса Мусаев. После него эту должность занимали Рустам Рустамов, Закрие Султанов, Баяндур Султанов, Ахмедкамал Ахмедов, Сейидхан Мурадханов, Куругли Султанов, Сефибег Исрефилов. Первыми коммунистами из села стали Гурипери Исаева, Казим Казимов (он был и судьей), Баяндур Султанов. Первыми учителями работали Апай Рустамов, Куругли Султанов, Сефер Мамедов. Кафар Мурадханов, Сираждин Расулов одними из первых получили высшее образование. На фронт ушли 43 куказца. Не вернулись из них больше половины. Павшим за Отечество в селе воздвигнут обелиск. Чтят куквазцы отважного сына села Закира Султанова, который одним из первых со своей группой омоновцев вступил в бой с бандитами, в сентябре 1999 года напавшими на Дагестан. Правительство России высоко оценило подвиг Закира Султанова, его посмертно наградили орденом. Как свидетельствуют археологические данные люди здесь жили с незапамятных времен. На старинном кладбище найдены надгробные камни с надписями албанского алфавита.