Муниципальное образование "Сельсовет Курахский"

Селение Курах расположено в окружении гор. К юго-западу находится гора Кетин-кил, к западу - ЦIару-даг («Пестрая гора»), с севера Кекен-даг и Элквей килер («Круглые вершины»). Предания об образовании сел. Курах приведены в различных источниках. Так, к примеру, в монографии, посвященной формированию материальной культуры лезгин, С. С. Агаширинова пишет: «В предании об образовании селения Курах (Курахского района) рассказывается, например, что прежде на юго-западной стороне селения находился город Гияр-шехер, который был разрушен и разорен чужеземцами до основания во времена средневековья, а население варварски уничтожено. Связанных мужчин, женщин и детей завоеватели бросали на тока под молотильные доски. Этот день в памяти народа остался под названием «День шахской молотьбы» («Шагьхармандин югъ»). И до сих пор, когда бывает большое горе, умирает юноша или же молодой мужчина, женщины причитают:

Ай шахин шах, чтобы ты умер, шах!
Сегодня день всемирного потопа,
Сегодня день шахской молотьбы,
Сегодня день того, кто делал молотьбу,
Сегодня самый черный день,
Сегодня самый грустный день,
Сегодня день того, кто потерял возлюбленных
Сегодня день того, кто потерял Керема...

Далее в предании говорится, что после того, как город Гияр-шехер был уничтожен, недалеко от этого места из семи мелких аулов (Хъукъвазар,ЦIийи хуьр, Сернегьар, Юрхвал, Чватар-кам, Хъикъен хуьр, ЧIуру-хуьр) образовалось новое селение Курах. При этом утверждается, что один из тухумов под названием «кьадияр» переселился сюда из Аварии, другой тухум - «чепеяр» - из Лакии. Название Курах (от лезгинского «кьураба», т. е. «бездомный») по объяснении народной этимологии как раз и связано с тем, что это селение основали пришельцы из разных мест Лезгистана». После разрушительного нашествии монголо-татаров в Курахской долине все опустело. Оставшиеся люди спрятались в горах. Птицы и животные исчезли. Родники высохли. Растения погибли. Одним словом вся земля высохла. Однако спасшиеся горцы после ухода завоевателей вернулись с гор и заново построили село. Нашли здесь приют люди и из других аулов, которые оказались в самых труднодоступных ущельях Курахских гор: табасаранцы, лакцы, даргинцы, агулы, аварцы, евреи, даже грузины. С тех пор их потомки живут в Курахе и здравствуют. Теперь насчет названия Курах. Профессор Агаширинова пишет, что это название образовалось от слова «кьураба». Вряд ли. Значение слово Кьурагь в нем самом. В Курахской долине все высохло и сожженную землю увидели возвратившиеся люди и они дали название этой местности «Кьурагь дере» (Засушливая долина). Со временем слово «дере» перестали применять и осталось название «Кьурагь». Село также получило название Кьурагь. Данные топонимики, фигурирующие этом предании, представляются совершенно достоверными. Почти во всех перечисленных местах до сих пор сохранились остатки старых поселений. Некоторые из них были обследованы в 1947-48 г.г. археологом М. Исаковым. Согласно его данным, первое поселение находилось неподалеку от селения Курах, на отрогhttp://kurah.su/admin/module.php?content=35е горы в урочище Гияр-шехер. В этом месте, на поверхности сохранились камни от построек и фрагменты керамики, характерные для культуры позднего средневековья. Второе поселение ЧIуру-хуьр было расположено в 4 км. к западу от селения Курах на левой стороне р. Курах. На поверхности также сохранились камни от построек, встречаются фрагменты керамики, сходной с керамикой из первого поселения. Третье поселение - Юрхвал находилось в 3 км. к западу от сел. Курах, на левой стороне долины р. Курах. Обломки керамики типичны для культуры средневековья. Четвертое поселение - Кикенхуьр и пятое Сернегар были расположены в 3 км. от села. На поверхности всех этих поселений также встречаются обломки средневековой керамики. О том, что сел. Курах под тем же названием существовало уже в ХIVв., свидетельствуют записки, опубликованные Л. И. Лавровым. Как указывает Л. И. Лавров, Курахская стела является важным документом не только для истории сел. Курах, но и всего окрестного края, который раньше именовался Кюре. Он сообщает, в частности, что в хронике Мухаммеда Рафи, составленной в ХV-ХVI в.в., упоминается и общество Каралал, т. е. Кюре, которое платило шамхалу ежегодную дань в размере 100 жеребцов и 100 кобылиц. Хронограф 1710-1712 г.г. упоминает разорение Кураха и Кюре ширванханом Ибрахимом (Шейх-шахом) в 1510-12 г.г. Во второй половине XVII в. здесь побывал Эвлия Челеби, у которого читаем, что Кюре (Курах?) - «это городок на границе владений табасаранского хана Шах-Михала». По сообщению Эвлия Челеби, в Курахе имелось «1000 прекрасных домов, мечеть, сады, но нет базара. По пятницам люди собираются в одно место, и обмениваются новостями. Они не знают золота. Поскольку здесь нет в обращении денег, люди обмениваются товарами. Насчитывается около 10000 человек населения». В начале XIX в. в сел. Курах насчитывалось семь крупных кварталов: МирчIийрин мягьле, Манчайрин мягьле, Хъикерин мягьле, Яхулрин мягьле, Къадийрин мягьле, ТIула мягьле, Къурбалийрин мягьле. В семи кварталах находилось 48 тухумов, в том числе в квартале МирчIийров - шесть тухумов: Атасияр, Небияр, Чамбулар, Агъулар, МирчIияр, ТIуьхшерар. В квартале Манчараp находились два тухума: Бакарар и Манчарар. В квартале Хъикерин -16 тухумов: Лехъияр, Недуьрар, Ашумар, Нарчавар, КицIер, Манучар, Бурукар, Будайбур, Иседбур (Бакълаяр), Хважадбур, ЧIурхьунар, Яралидинбур, Чумурар, ХъитIар, Къучагъаяр, Назаралидинбур. В квартале Яхулов - два тухума: ЦIахурар, Яхулар. В квартале Кьадийрин - два тухума: Кьадияр, БиретIар, В квартале ТIула мягьле насчитывалось 11 тухумов: Афатар, Атадбур, Къутабур, Кукаяр, Кьетер, Ченеяр, Мансурар, Цахъарар, Зарбафар, Бахурар, Кьадияр. В квартале Къурбалийрин жили представители семи тухумов: ГъвечIи хваяр, Къурбалияр, Камалар, Къадирабур, KIaламар, Абдулгъанияр, Эмирар, В Курахе имелись 12 мельниц, 7 пIиров (зияратов), каждый квартал имел свою мечеть, а в центре села стоял и поныне стоит джума-мечеть. В селении сохранился мост, который построил Гаджи-Юсуф-хан (во времена кюринского ханства) в начале 19 столетия. Уста Атас Эмирбег. В 1812 году было создано Кюринское ханство с резиденцией в сел. Курах. Многочисленные факты свидетельствуют о различных исторических событиях, которые связаны с селением Курах; В 1356 году впервые в исторических книгах дано сведение об имеющейся водяной мельнице в селении Курах. B 1356 г. - создано независимое Курахское государственное образование. В 1511 году Курахское государство было разгромлено войсками Ширванхана. В 1836 году в Курахе воздвигнут пIир (зиярат) шахидам. В 1812 году в Курах во главе русских войск вошел генерал Хатунцев. Образовали Кюринское ханство с резиденцией в Курахе. Ханом назначили Асланбега, в помощь ему оставили русский гарнизон. После него на ханский престол поочередно сели его сыновья и внуки Мурсал, Мирзе-Магомед, Гарун, Юсуфбег. От русских курахцы узна¬ли о картошке (в местечке Хута). В 1833 году Курах посетил известный русский писатель, декабрист Бестужев-Марлинский. Он тогда служил в Дербенте солдатом в русской армии. Он восхищался природой, горами Кураха, его добродушными и в тоже время мужественными жителями. Брату Павлу в Санкт-Петербург он писал: «...Нет ни газет, и никаких новостей. Не слышу уже давно и русской речи...». В 1912 году по распоряжению царского правительства в Курахе открыли двухклассную реальную школу. К занятиям приступили 24 ученика. Впоследствии они почти все работали на ответственных должностях. В разные годы школу возглавляли образованнейшие люди села: Магомед Сабетов, Исмаил Ибрагимов, Ибрагим Ягибеков, Магомедэмин Курбанов, Галимат Рамазановна, Иса Муслимов и другие. В основном курахцы занимались скотоводством, земледелием, охотой. Зимнее время отдавали торговле. На равнину возили мясо, сыр, шерсть, зерно, мед, масло, иногда и картофель. Обменивали их на необходимые в хозяйстве товары. Ходили на Касумкентский, Ахтынский, Дербентский базары. Многие молодые люди в зимние месяцы шли в Баку, Дербент, Карабах, Шеки на заработки. Весной возвращались и выполняли работы по хозяйству. Осень была пора свадеб. От души радовали земляков ашуги Сейфуллах, Курбан, Афизат, Минетуллах, многие известные музыканты. С 30-х годов курахцы объединились в коллективное хозяйство. Особенно в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период они трудились на славу. Колхозом руководили большие энтузиасты и специалисты своего дела Халид Насруллаев, Ахмед Назаралиев, Рамазан Алиев, Исмаил Ибрагимов. Бригадирскую нелегкую должность исполняли Юсуф Мисриев, Абдулжалил Асланов, Мелик Медиков. Большое уважение и почет получили в селе чабаны Муса Бабаев, Рачаб Алиев, братья Муртузали и Идрис, Катиб Шуаев, Хизри Таибоя, доярки Нигер Эльдерханова, Пакизат Алибегова, Савадат Алиева, Разият Исаева, Гурипери, Перизат Гамидовы. Получили в районе известность мастера-каменщики Мурад, Абдурахман Шахпазов, Иса Таибов, уста Неби, Курбан, Атас Эмирбег. Построенные их умелыми руками здания, мосты приводили людей в восхищение. Мастерами своего дела являлись и кузнецы Рамазан Шамахалаев, Рамазан Гадисов. Огромное количество курахцев участвовали в строительстве советской власти, гражданской войне, в защите Отечества от фашистских захватчиков. Проявляя невиданное мужество и храбрость они шли на самые трудные задания, не давали пощады врагам. Уважение среди односельчан имели красные партизаны, в их числе рабочий-революционер Казимагомед Омаров, командир взвода ХI-й Армии Жамал Набиев (в 1920 году он стал начальником милиции Кайтаго-Табасаранского округа), Ахмед Назаралиев, Ярахмед Таджибов, Али Мамедов, Велибег Тагиров, Рамазан Алиев, Гасан Османов, Султанмажид Маллаев, Мелик Меликов, Рамазан Асланов, Асан Омаров, Гасан Кадиев. Майор Али Мамедов сражался и с немецкими захватчиками, дошел до Берлина. Магомед Исаков, Магомед Меликов служили в органах ЧК в Москве. Абдуллах Азизов работал начальником Рутульского, Курахского РОВД, Дербентской тюрьмы. В 1929 году образовали Курахский район. В домах зазвучали позывные радио. Тогда по радио первые песни исполняла высокоталантливая девушка Шабажи Нажмудинова. Через два года начала выходить районная газета. Долгие годы редакторами газеты работали Абдулгалим Муталибов и Асвар Тагиров. Примечательным для курахцев стал 1932 год. В участке Хута открыли сырзавод. Через четыре года животноводческие артели объединились в единый колхоз. В эти же годы начала работать и ковровая фабрика. Долгие годы ею руководил Самуд Али. Когда весь народ встал на защиту Отечества, не отстали от них и курахцы. 500 человек добровольно ушли на фронт, многие дошли до Берлина, 370 патриотов полегли на полях сражений. Большое количество курахцев получили боевые награды. Среди них первыми можно назвать бывшего заместителя председателя Совнаркома Дагестана, комиссара дивизии, подполковника Абдуселима Назаралиева, капитанов Азредина Ибрагимова, Жамалдина Гасанова. С победой в село вернулись офицеры Мавлудин Османов, Ибрагим Хийирбегов, Багаудин Мусаев, Рамазан Шерифов, Саид Мусаев, Магомедвели Рамазанов, Али Гасанов, Шабан Рамазанов и другие. Полковник Гаджихан Гаджиханов с 1945 до 1954 года служил комендантом города Киева. В 1943 году в селе построили хорошее здание для средней школы. 28 лет своей жизни отдал директорской должности фронтовик Ибрагим Ягибеков. В послевоенные годы русский инженер Роман на реке Курах построил гидроэлектростанцию, в домах горцев зажегся электрический свет. Медперсонал перешел в новое здание. Самоотверженно трудились курахцы в военные годы. Каждый год они больше плана сдавали государству зерна, мяса, шерсти, масла, яиц, шкур. Красный партизан Ахмед Назаралиев в фонд обороны отправил 276 тыс. рублей. Молодежь и комсомольцы села для этой цели собрали 370 тыс. рублей. Несколько раз курахцы получали поздравительные телеграммы с подписью И. Сталина. Многие пожилые люди, женщины, подростки принимали участие в оборонительных работах Кавказа, за что их наградили медалями «За оборону Кавказа» и «За добросовестный труд». Первыми из курахцев ученую степень получили Алил Омаров, Ибрагим Мусаев, Магомедпаша Гасанбегов. Необходимо отметить, что он совместно с французскими партизанами участвовал в движении Сопротивления. За последние десятилетия получили развитие отрасли культуры, образования, здравоохранения. Большой вклад в развитие многонационального искусства Дагестана внес композитор Зейнал Гаджиев. Работая в государственном ансамбле Песни и танца Дагестана, а потом в государственном заслуженном танцевальном ансамбле «Лезгинка», Зейнал Гаджиев создал более 80 танцевальных произведений и поставили прекрасные танцы. Можно сказать, что 60-70 процентов танцев, которые сейчас исполняют танцевальные коллективы республики, принадлежат творчеству курахца. Искусству посвятили свои жизни Габибуллах Мансуров, Мирзали Магамдалиев, Курбан Гусейнов, Осман Гасанов, Рамазан Керимов, Абидат Назаралиева, Разият Магомедова, Тамара Саруханова, Магомед Гюлметов, Шамхалай Шамхалаев, Абумуслим Тавабилов, Абдурахман Абдуллаев, Гадис Гадисов, Али Гадисов и др. За многолетний и плодотворный труд учителя Ибрагим Ибрагимов, Саният Казимова получили ордена Ленина. На страже здоровья населения стали истинные врачи Рамазан Ахмедов, Саид Саидов, Муса Исаев, Руфет Бабаев, Мавлудин Абдуллаев, Сабир Мамедов, Тельман Мамедов. Признание в районе получили народные целители Магарам Паша, Гаджи Касумхан, Тагирбуба, Гьандал Гулпери, Жемирзе, Ялахъ Шагьсен, Юзбег. В деле развития экономики района большую роль сыграл совхоз «Курахский». Тружеников хозяйства Тамару Рагимханову, кавалера орденов Трудового красного Знамени, Дружбы народов Гурипери Гамидовой, ордена Ленина Рамалдана Мушкурова избирали депутатами Верховного Совета ДАССР. Партийный работник Нажмудин Шерифов стал депутатом Верховного Совета СССР. Заслуженными строителями ДАССР, кавалерами орденов стали братья Кафар и Зияудин Азизовы. За последние годы село Курах изменилось до неузнаваемости. Построено много новых зданий, жилых домов. Работают две средние школы, центральная больница, поликлиника, музыкальные, художественные, спортивные школы, цеха бытового обслуживания, магазины. Больше половины дороги в Курах асфальтировано. До Дербента, Махачкалы ежедневно двигаются до десяти маршрутных автобусов. Действуют местные каналы радио и телевидения. Люди обеспечены питьевой водой. Продолжаются работы по газификации района. Курахцы с надеждой смотрят в будущее.

Село Хюрехюр.
Расположен на юго-западе от райцентра. Территория села в нынешних границах граничит с землями сел. Грар, Урсур, Эгъвез Ахтынского района с юга и юго-запада, сел. Кукваз, Титель, Курах Курахского района с запада, севера и востока соответственно. Удаленность от райцентра с. Курах составляет по автомобильной дороге 17 км. Хюрехюр - селение, расположенное высоко в горах, на высоте 2000 м. над уровнем моря. В силу своих природных и климатических условий, основной вид деятельности населения - занятие животноводством. История возникновения села, его возраст, происхождение нынешнего названия нуждается в изучении. По преданиям, дошедшим до нас, нынешнее место расположения села в горах - третье за его историю. Первое поселение располагалось в трех километрах на восток вниз по речке. Здесь сохранились кладбище и развалины домов почти сравнявшиеся с землей. Когда, в каком году и по какой причине село перешло на новое место теперь уже на 200-300 метров ближе к месту нынешнего его расположения, также неизвестно. Правда, есть версия, что когда-то, в результате каких-то природных катаклизмов на этом месте стали появляться змеи, которые сильно стали беспокоить людей и они были вынуждены перейти на новое место, расположенное на склоне крутой горы. Место это выгодно отличалось еще и тем, что оно было укрыто от посторонних глаз. На двух вершинах горы за селом были устроены сторожевые посты, с которых оповещали о любых опасностях со стороны. Каков возраст села на этом месте также неизвестно. Переход села на новое место, произошло, по рассказам старожилов (Къужа буба, Азим буба и других ныне покойных), где-то в 1800-1820-е годы. Поэтому можно считать, что возраст нового села около 200 лет. Этот переход связан с тем, что участились камнепады с горы над селом, что приводило к тяжелым последствиям вплоть до разрушения домов, гибели людей. Обеспокоенные этим люди после долгих раздумий решились обосноваться на новом месте. Интересно то, что, говорят, в этом процессе принял участие и хан курахский. С его помощью на разбивку плана застройки села был приглашен российский инженер. Он разбил территорию на 9 кварталов, на старом плане села отчетливо просматриваются две ровные улицы по вертикали и две также по горизонтали. Необходимо подчеркнуть, что в этом и заключается одно из отличий облика села от других старых сел района. Рассказ о прошлом (насколько мы ее знаем) села, т. е. о части, говорящей о его место положении, был бы неполным, если бы мы не рассказали о том, что село имеет и четвертое место своего расположения на плоскости в с. Капир-казмаляр Магарамкентского района. После известного разрушительного землетрясения, происшедшего в апреле 1966 года, часть хозяйств села переселилась туда. Сейчас здесь около 200 хозяйств хюрехюрцев. Название села Хюрехюр (Хуьрехуьр) звучит как «село в селе». Что бы это означало? На первый взгляд, это может объясниться близким (200-300 м) расположением от старого села, отсюда и название Хуьре-хуьр. Тогда как называлось старое? Или почему село на новом месте не назвали, например, Новое село (ЦIийихуьр), а именно Хуьрехуьр? Это остается загадкой. Может, где-то в старинных архивах, записях об этом есть сведения. Есть и другая версия. По некоторым высказываниям, село так стали называть после неоднократных попыток арабских миссионеров обратить жителей села в ислам. Говорят, население долго сопротивлялось и с подачи этих миссионеров село стали называть Хуьрехуьр или что-то в этом роде, якобы на арабском означающий то ли непокорное, то ли неподдающееся. И если исходить из этой версии, история села насчитывает более 1000 лет. В 1966 году, до переселения части села на плоскость, здесь имелось более 120 хозяйств. В настоящее время только в горной части села число хозяйств достигло около 80. Из-за разных причин - много хюрехюрцев давно обосновались и проживают в разных уголках бывшего Советского Союза, Целые тухумы их образовались в разных городах и районах Азербайджана. Выходцы из села проживают в Якутии, Свердловской области, Ярославле, Москве и Московской области, Краснодарском крае, Саратовской области, Тульской области и других регионах, а также на Украине, в Средней Азии и Казахстане. Помимо с. Капир-Казмаляр хюрехюрцы проживают и в с. Филе, Газард-Кам, Тагиркент, Магарамкент Магарамкентского района, с. Ново-Усур Ахтынского района, пос. Белиджи, с. Куллар, с. Нюгди, с. Маллахелил Дербентского района, с. Касумкент и совхозе им. Герейханова Сулейман-Стальского района, с. Курах, Кукваз, Ашар, Аладаш, Кумух Курахского района, в городах Махачкала, Дербент, Даг.Огни, Избербаш и Кизляр. Раньше в селении имелись две действующие мечети, одна из них джума-мечеть. В годы Советской власти в них размещалось складское хозяйство колхоза. В настоящее время обе они разрушены. В селении функционирует восьмилетняя школа, имеется клуб, библиотека и медпункт. До 50-х г. прошлого столетия работали 3 водяные мельницы, а до середины восьмидесятых - механическая. Сейчас не осталось ни одной действующей мельницы. В середине 30-х годов в селении был организован колхоз им. Орджоникидзе. С 1967 по 1968 год селение входило в совхоз «Курахский», а с 1989 года здесь вновь воссоздан колхоз «Хуьрехуьрский». Около 20 лет колхозом руководил Абдулкеримов Вагаб - практик, в последствии Депутат Верховного Совета ДАССР. По мере подъема и укрепления экономики колхоза развивалась и социальная сфера села. В годы Великой Отечественной войны в отарах хозяйства насчитывалось около 7 тыс. голов овец и коз, более 400 голов КРС, табун (100 голов) лошадей, 30 пар волов. В числе первых в районе Хюрехюр был радиофицирован, в село был проведен телефон, построен клуб, библиотека. К концу 50-х годов здесь были построены дизельная мельница и электростанция. Многие сельчане окончив среднюю школу продолжили свое образование в техникумах, вузах республики и страны. Многие из специалистов работали и продолжают трудиться и в других районах, городах республики. Многие возглавили ответственные посты в районе и республике. В 1932 году хюрехгорцы на собственные средства и своим трудоучастием построили школу. На отделочные работы были приглашены мастера из России. Один из них по имени Сергей долгое время жил в селе и его имя по традиции было дарено новорожденному сыну его кунака Эмирбекова Нура. Долгие годы директором школы работал Шахпазов Магомед - заслуженный учитель ДАССР, который пользовался большим авторитетом и уважением среди сельчан. Затем коллективом школы более 20 лет руководил Максубов Эмирбег, также заслуженный учитель ДАССР. В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 45 хюрехюрцев, из них вернулись 25 человек. В селении имеются 6 основных тухумов: Квашар, ПцIияр, Къурдумар, Къалаяр, Такаяр, КьатIар. Представители Хюрехюра, занимая высокие, ответственные должности, внесли весомую лепту в дело развития социально-экономической жизни района. Г. Хаметов, К. Абдуллаев, Р. Герейханов, Б. Бабаев своим добросовестным трудом снискали почет и уважение среди жителей района.