Муниципальное образование "Сельсовет Шимихюрский

Cело Шимихюр образовалось 1000 лет назад из четырех маленьких аулов: Тюхюр, Мехад, Ганар, Алан. Название села происходит от слова «шимер» (дресва). Село стоит на дресвеной скале, а вокруг также огромные залежи дресвы. Историческим, архитектурным памятником села является оборонительная башня-цитадель. По данным специалистов, она была сооружена в XII веке. В настоящее время от башни остался один угол. Был обнаружен подземный ход от башни-крепости к речке Кусна-кам. В селе имелась мечеть, построенная в XVII веке, к сожалению, ее разрушили. В 1988 г. здесь возвели новую мечеть. Жителей села обслуживали пять мельниц. Однa существует до сих пор. Площадь села с сельхозугодиями составляет 2049 га. В нем - 137 хозяйств, 492 душ. Они представляют основных девять тухумов: Рагъвацар, Апашар, ТIетIекъар, Масакар, Заманар, Вилияр, Жабарар, Кьеверар, Бажаяр. Расположено в 13 км. от райцентра и соседствует с селениями Хпедж, Урсун. Основным занятием жителей села являются скотоводство и растениеводство. В старину занимались гончарным делом, обработкой шкур, кожи, изготовлением тулупов, кузнечным делом. Мужчины иногда ездили на заработки в Самурский лес, на рыбные промыслы Каспийского моря, которые находились возле Араблинки и Белиджи. По рассказам старожилов, в селе жил богатырь Эмирбег-пахлеван. За день он косил больше гектара травы. Проживал здесь когда-то и святой человек Чардаф. Впервые в село провели автомобильную дорогу в 1955 году. В эти годы горцы узнали также о телефоне, радио. Электрифицировали село в 1966-68 гг. В селе имеются: cельская администрация, узел связи, клуб, общественное хозяйство, средняя школа, ФАП, филиал музыкальной школы. На территории села много овчарен, кошар, построенные прадедами из камня и глины, без единой дощечки. Шимихюр в районе известен и как село талантливых музыкантов. В 1947 году зурначи села Гусейнов Хизри, Гусейнов Исмаил и Хинабиев Рамазан приняли участие в смотре фольклорных ансамблей, который проходил в Москве и стали лауреатами. В 1920-е годы большую популярность имел в Юждаге шимихюрский канатоходец Фетяли. Его место сейчас занимает талантливый канатоходец Хидирнаби Гасретов. Он часто выступает с сольными концертами перед жителями района. На войну из села ушли 48 человек, вернулись из них единицы. Шимихюрцы соблюдают и уважают народные обычаи, обряды, любят свои горы и надеются на светлое будущее.

Село Хпедж.
По имеющимся данным, село образовалось 1500-2000 лет назад. Через Хпедж-дере в разные годы прошли полчища Тимура, Надир-шаха и других завоевателей. После каждого нашествия село превращалось в руины. И каждый раз горцы восстанавливали свое гнездышко. Последний раз это происходило 400-450 лет назад. Особую роль в этом деле сыграл человек по имени Сирки. От него и пошло и тухум Сиркияр, самый большой в селе. Каменные построения, возведенные им, до сих пор сохранились на гребне крупной скалы. Там сейчас живут его потомки, праправнук Гирей Рамазанов и его домочадцы. Со временем к селу присоединились близлежащие маленькие аулы, которые находились в местностях Устар Чине, Кванан килел и Чюхверик. Для обороны от врагов село было обведено стеной и в него оставался лишь один вход - через большие ворота. В центре села были сооружены подземные помещения для людей и для скота. Во времена войн женщины, дети прятались там. Оттуда до речки проходил туннель. Там можно было долго провести время. По данным переписи 1886 года, село состояло из 95 подворий. Жители имели крупного рогатого скота - 378 голов, овец и коз - 2189, лошадей - 68. Здесь находилось управление Хпеджского сельского общества Курахского наибства Кюринского округа, в которое входили также села Ашар, Кукваз, Шимихюр, Урсун, Хпкж. Старшиной села тогда являлся Агабеков Аликули. Другие должности занимали хпеджцы Курбан-Ходжа и Рамазан-Ходжа.На 1 января 1930 года в селе насчитывались около 140 хозяйств. В настоящее время из них остались 50. После землетрясения 1966 года большая часть жителей переселилась в поселок Белиджи Дербентского района. Там возникло новое селение хпеджцев, насчитывающее более 160 домов. Уроженцы Хпеджа проживают также в городах Дербент, Дагестанские Огни, Избербаш, Махачкала, Баку, Днепропетровск, Ленинград, Москва, всего около 140 хозяйств. Общее число сельчан - 1600 чел. Раньше хпеджцы в основном занимались животноводством, земледелием, ремесленничеством. В последнее время они заняты и овощеводством, садоводством, предпринимательством, торговлей. Женская половина села занималась хозяйством: воспитывала детей, готовила еду для большой семьи (семьи нескольких братьев проживали совместно с родителями), ухаживали за животными, домом, в то же время ткали ковры, вязали шерстяные носки, джурабы, одевали всю семью одеждой. Летом, конечно, дел прибавлялось. Женщины собирали урожай зерновых, картофеля, помогали мужчинам при заготовке кормов на зиму для животных, готовили на зиму кизяк. Свободное время от житейских забот отдавали развлекательным играм, праздникам, в которых принимали участие юноши, девушки, а также люди пожилого возраста. Хпеджцы заметно отличались от жителей близлежащих сел веселым, жизнерадостным нравом. О них говорили: «Виринра каш аваз гишинвал чир тахьай, хуьре кьейиди аваз яс кьун тийидай хпежвияр». Да, на самом деле, хпеджцы располагали пашнями в таком количестве, что ни одно село в районе не имело столько. Надо отдать должное и умению, трудолюбию хпеджцев. Все пригодные к пахоте земли они превратили в пашни. По труднодоступным скалам провели к ним воду. Поэтому всегда собирали и хорошие урожаи зерновых: пшеницы, ячменя, ржи. А, как говорят, где достаток, там и радость. Охотно принимали хпеджцы гостей. В честь их организовывали настоящие праздники, незабываемые встречи. В селении имелись пять мечетей. Джума-мечеть, где еще имелось и медресе, была построена в 1443-44 годах. На нужды жителей работали шесть мельниц: Яхшид, Пахарин, Гажидин, Вермекрин, Абасан и Килевай. При Советской власти в селе построили здания восьмилетней школы, администрации колхоза, библиотеки, клуба, магазина, фельдшерского пункта, несколько ферм и кошар. Село было телефонизировано, радиофицировано. Каждый магал имел свой родник. Возле села находится источник минеральной воды «фан яд». Хпеджцы доблестно сражались за Советскую власть. В рядах красных партизан достойно показали себя Алахвердиев Шуай, Рамазанов Магомед, Герейханов Шабан, Гамидов Вагид, Эмиров Абдулкерим. В 1920 году первыми из сельчан в педрабфаке образование получили Ибрагимов Исмаил, Манучев Абдурахман, Меликов Абди, Рамазанов Гамид. С 1936 по 1966 год председателями правления колхоза работали Мустафа Исмаилов, Вагид Гамидов, Гаджи Сефербеков, Абасага Тагиров, Исмаил Ибрагимов, Курбан Муъминов. После хозяйством руководил и Аслан Асланов. Свою лепту внесли хпеджцы и в победу советского народа над фашистскими захватчиками. Более 100 сельчан отправились на фронт. Около 70 человек полегли на полях сражений. Многие отдавали свои силы на трудовом фронте. Колхозники каждый год сверх плана сдавали государству мясо, молоко, зерно, шерсть, масло, шкуры и другую продукцию. Об этом свидетельствуют и архивные документы. В 1946 году колхоз «Путь социализма» с. Хпедж Курахского района (председатель правления Ахмедов) занесли в Республиканскую Доску почета. О тружениках, передовиках производства писала республиканская газета «Социализмдин пайдах». Вот некоторые строки из них (номер газеты за апрель 1946 г.): «Колхозник хозяйства «Путь социализма» Курахского района Ибрагим Исаков за прошедший 1945 год заработал рекордное количество трудодней - 1100, за что кроме других продуктов получил и 144 пуда зерна. Счетовод колхоза Нурудин Нухов - 60 пудов, чабан Муслим Исаков 74 пуда. За стопроцентное сохранение ягнят чабана Магомеда Рамазанова наградили Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР...» Джамаат села в 50-60-е годы имели 3 табуна лошадей, 12 тысяч голов овец и коз и 6 стад крупного рогатого скота. Кроме зерновых горцы выращивали на собственных огородах картофель, морковь, капусту, огурцы, собирали хорошие урожаи фруктов. Каждая десятая семья содержала пчел. Но откуда же в горах фрукты? В 1946 году мастер-универсал Ибрагим Исаков (отстроил дома, фермы, мосты, выделывал шкуры, шил тулупы, куртки) предложил правлению колхоза посадить фруктовый сад. Многие в то время просто посмеялись над его идеей. Не поверили, что у них вырастут фруктовые деревья. Но неудержимый Ибрагим с колхозниками через горные перевалы отправился в с. Луткун Ахтынского района, купил саженцы .и возле местечка «Нацах» разбил сад. Через несколько лет он уже давал неплохие урожаи яблок, слив, абрикосов, груш. Сад существует до сих пор. Сельчане всегда добрым словом вспоминают своего «Мичурина» и постоянно отведывают плоды «Сада Ибрагима». В 1936 году в селе построили здание школы. В ноябре 1946 года открыли медпункт. Заведовала им украинская девушка Надежда Калиниченко. В школе русские девушки обучали детей хпеджцев русскому языку. В 60-е годы при клубе действовал народный театр. Его спектакли пользовались огромным успехом среди жителей района. Большую популярность получили и коллектив художественной самодеятельности села. Самодеятельные артисты Хпеджа неоднократно побеждали на районных смотрах, фестивалях. В 1966 году колхоз «Путь социализма» вошел в состав совхоза «Курахский». Через два года, объединив отделение Хпеджа и колхоз села Шимихюр, создали совхоз «Шимихюрский». Новым хозяйством начал руководить специалист с высшим образованием Курбан Муминов. Затем он работал директором Аладашского молочно-товарного комплекса, главным зоотехником управления сельского хозяйства района. В настоящее время колхоз в селе сохранился, однако прежних успехов ему не видать. Село примечательно еще и тем, что это край поэтов, ашугов, певцов, музыкантов, заслуженных людей. Советская власть дала детям крестьян-бедняков села возможность учиться, стать высококлассными специалистами. Если до 50-х годов XX века хпеджцы занимались животноводством, земледелием, ремесленничеством, пчеловодством, то после среди них возникли целые группы нефтяников, железнодорожников, учителей, музыкантов, певцов... Особую известность в республике получил старший механик НГДУ, рационализатор Сираждин Малахмедов из рода Сиркияр. С 1938 года он работал на нефтяных промыслах Избербаша, около 50 лет своей жизни отдал нефтяной промышленности Дагестана. За особые заслуги перед Родиной в военное время и послевоенные годы Сираждина Малахмедова наградили орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. В 1964 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный нефтяник Дагестана». Большим авторитетом и уважением среди нефтяников и газовиков республики пользовался и Нурали, Магомедов. Не имея за спиной никакой опоры, он прошел школу жизни на нефтяных промыслах Баку, Грозного, Избербаша. Учился, работал, набрав опыта, впоследствии стал одним из руководителей нефтяной и газовой промышленности. Занимал должности начальника горгаза Избербаша, Махачкалы и «Даггаза». Заслуженным нефтяником республики стал и Бейбалла Мисриев, который также возглавлял Избербашский горгаз. Благодаря хорошему образованию, трудолюбию и таланту представители села выдвигались и на должности руководителей федерального, республиканского уровня. Среди них ведущий специалист Государственной инспекции по труду Закидин Ибрагимов, начальник отдела рескома профсоюзов госучреждений РД Салман Асланов, главный инженер СМПС Айваз Рамазанов, заместитель начальника Махачкалинской дистанции пути Карабек Магомедов, редактор экономического отдела республиканской газеты «Лезги газет» Нариман Ибрагимов, заместитель министра ЖКХ республики Сейфуллах Исаков, работники ФСБ Рамиз Ширинбегов, Сабир Рамазанов, работник КРУ Энвер Гаджимурадов... Заслуженным уважением пользуются среди жителей района и городов Дербента и Махачкалы врачи высшей категории Зумруят Асланова, Гаджи Гаджикадиров, Саидин Муминов. Не отставали хпеджцы и на ниве искусства. Продолжая традиции ашугов и музыкантов села, таких как Курбан (поэт), Юсуф Галимов, Казихан, Магомед, Килинж, Магомедэмин (музыканты) и другие, целая группа молодых людей посвятила свою жизнь музыке. Своим творчеством они вносят большой вклад в дело развития национального музыкального и песенного искусства. Широкую популярность и известность в Дагестане и за ее пределами получил музыкант, певец, композитор, руководитель вокально-инструментальных и танцевальных ансамблей Кахриман Ибрагимов. Он выпустил и нотные сборники своих песен. Плодотворно работает и композитор Тайиб Магомедов. В селах и городах Дагестана на свадьбах, концертах свое мастерство демонстрируют музыканты и певцы Али-мирзе Сулейманов, Мумин Муминов, Мартин Аллахвердиев, Мустафа Асланов, Нажмудин Нежведилов, братья Исмаил и Ражидин Исмаиловы, Рустам Рамазанов и др. Родное село славят и спортсмены. Особенно тренер, заместитель председателя судейской коллегии Южного Федерального округа по дзюдо, председатель судейской коллегии Дагестана Балабек Мирзеханов. Успехов добиваются победители и призеры республиканских и международных турниров по каратэ и кикбоксингу Фикрет Рамазанов, Радик Апаев. Жители Хпеджа состоят из следующих тухумов: Сиркияр, Бермекар, Тиргияр, Гамбалар, Кесибар, Хатунар, Пахар, Керемар, Вердияр.

Cеление Урсун.
Село расположено по Хпеджско-Шимихюрской долине, на расстоянии 15 км. от районного центра. Дата возникновения неизвестна. Урсун граничит с территориями сел Хпюк и Шимихюр. Как рассказывают старожилы, село стоит на старом армянском кладбище, между двумя крепостями, помогавшими горцам защищать село от притеснителей, захватчиков с юга и северо-запада. Раньше Урсун назывался «Мисри шегьер» (город Мисри). Почему, не известно. Село маленькое. Количество хозяйств за последние десятилетия не переваливало за 50. Жители в основном занимались животноводством и ремеслами. У въезда в село с южной стороны находится Латар-булах, родник с прозрачной, удивительной на вкус водой. Родник - гордость села. Вокруг села красочный ландшафт: луга, пастбища, поля, долины, родники, ручейки (Гавах-дере, Курта-никер, Гелехандих, Парза, Келезар-кам, Кудух-кам...) У подножия села находится старинная баня под названием Кула. Она служила еще прадедам нынешних урсунцев. Баня построена прямо на источнике родника с холодной водой. Жители долго придерживались такого обычая: жених перед свадьбой обязательно купался в холодной воде Кула. В центре села стоит старинное, очень красивое здание мечети, где каждый камень тщательно обработан и расписан арабской вязью цветными красками. Краски до сих пор не потеряли свой цвет. Напротив мечети находится годекан села. Все помещения села построены из речного и скалистого твердого камня. В селе действовала начальная школа, клуб на 60 мест, две мельницы. Село входит в Шимихюрский сельсовет. После землетрясения 1966 года большая часть жителей Урсуна переселилась в с. Дузлах Дербентского района, около пос. Мамедкала. Некоторые урсунцы перебрались в города республики и страны. В свое время село прославили такие мастера-каменщики как Курбан Закиряев, Зиявдин Абдуллаев, Мегали Курбанов. Последний был известен и как талантливый художник. Первыми учителями села стали Куджа Исаев и Зикри Закаряев. В Великой Отечественной войне приняли участие более 20 урсунцев, из них живыми вернулись к родным Курбан Закиряев, Гаджидавуд Муртузалиев, Вагаб Садыков, Манаф Эфендиев и Мегали Курбанов. В военные годы на трудовом фронте отличались Тамум Садыкова, Тамум Закиряева, супруги Мирзамагомед и Тамум Ахмедовы. Ныне покойный Мегали привез с фронта с собой и жену, красивую украинку. Она, учительница, стала любимицей всего села. За годы Советской власти урсунцы, как и все советские люди, получили широкие возможности для учебы, выбора профессии, работы на благо родине и народа. Большую известность в республике имеет народный артист Дагестана, музыкант-виртуоз, гармонист Исамудин Ахмедов. Он дипломант и лауреат многих творческих конкурсов республики и России (в том числе Всероссийский конкурс «Играй гармонь» Международный конкурс им. И.И. Маланина). И. Ахмедов автор многих танцевальных и лирических мелодий. Первое свое сочинение он посвятил родному селу Урсун. С 1995 года является членом Союза журналистов России, работает редактором музыкальных передач лезгинского радио.