Муниципальное образование "Сельсовет Штулский"

Cеление Штул - одно из старинных сел Курахского района. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее. Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV веках миссионеров-суфиев. Первую группу арабов настигла жестокая участь, горцы их невзлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику). Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они окончательно переселились в село Рагаллай хюр. Суфисты себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их так и называли - ишанами. По этой причине все, что было связано с пришельцами-ишанами получили название: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад, Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местным населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразовалось в Штул. Необходимо отметить, что группа миссионеров оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев. В XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор. Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор работали мастера оружейных дел и они совместно с шиназцами обеспечивали войска горцев оружием.Штульцы имели огромные владения. Территория села простиралась с горы Юрф до горы Титан, и с востока к западу от крепости Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива, тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов. Село делилось на пять магалов и каждый имел свою мечеть. Жители состояли из семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар, Галибялар. До 30-х годов XX века в селе действовало медресе Тагир-эфенди. Учились там и горянки. Им арабскую грамоту преподавала женщина по имени Эсли. Революция 1917 года принесла немало нового и в горный аул Штул Кюринского округа. Рабочие-нефтяники зарабатывающие себе на жизнь на предприятиях г. Баку становились активными участниками строительства советского строя в селе и в округе. Среди них получили известность коммунисты Мисри Ибрагимов, Навруз Керимов, Сефербег Бабаев, ЧIатI Магомед, первые комсомольцы Мелик Гасанов, Алибег Селимов, Халил Халилов, Рамазан Исабеков, Магомед Казиев, Рамазан Халилов. Заметный след в истории оставил выдающаяся личность, большевик, соратник В. И. Ленина, И. В. Сталина Магомед (Михаил) Лезгинцев, который в годы гражданской войны занимал пост главного финансиста Красной Армии, а после еще выше поднялся по служебной лестнице. В 1926 году в селе открыли (в частном доме) начальную школу. В 1930 году для нее построили новое здание. Сельских детей и безграмотных взрослых обучали первые учителя села Агабала Ахундов, Абдурагим Исаев, Мелик Гасанов, Эседуллах Ибрагимов, Шариф Гамидов, Мирзамагомед Азизов, Гарунбек Тагиев, Махмуд Эфендиев. Ахундов несколько лет руководил и редакцией районной газеты. В 1933 году образовали колхоз. В годы становления коллективного хозяйства во главе его стояли Эседуллах Ибрагимов и Ярали Насрулаев. Долгие годы должность председателя сельского Совета занимали достойные и отважные женщины Гулисим Гасанова и Гевхер Казиева. В Штульский Сельсовет тогда входили и села Цилинг, Кумух, Кутул, Ашахюр. Во время избирательных компаний жители всех сел с музыкой, флагами, транспарантами собирались в Штуле, радовались, пели песни, танцевали, организовывали конкурсы, соревнования. В 30-40 годы большой вклад в дело сбора фольклора лезгинского народа внесли образованные люди того времени, большие любители и ценители литературы сыновья Тагира-Эфенди Абдурахман и Ахмед. Среди тех, кто первым получил хорошее образование, был и Муса Гаджиметов. Война Советского Союза с фашистской Германией принесла много горя и лишений и штульцам. Около 300 человек ушли на фронт, многие погибли, пропали без вести, в село вернулись, можно сказать, одни калеки. Все село работало на фронт. Женщины вязали шерстяные носки, мужчины шили тулупы и отправляли воинам-защитникам. Многие сельчане помогали фронту, чем могли. Так, Муслим Курбанов подписался на заем стоимостью 100 тысяч рублей, за что получил поздравительную телеграмму от И. В. Сталина. В послевоенный период энтузиасты села, активные члены художественной самодеятельности создали театральную труппу и в 1951 г. в коридоре школы показали сельчанам свой первый спектакль «Если не это, то другое». Главные роли исполняли Мавлудин Насрулаев и Магомедсалих Эфендиев. Они часто выступали перед трудящимися с концертами. Славились и ашуги Идрис, Али Гасана, Таджикули, Кариб. Али и Кариб были прекрасными мастерами по изготовлению чунгуров. Кроме животноводства и земледелия штульцы занимались ремесленничеством. Большой спрос имели ковры Шамсият Шамхаловой, продукция из железа, дерева, глины мастеров Кенбера, Давуда, Магомеда, Жамала. Гордостью штульцев также является талантливый, умелый организатор, руководитель Сиражудин Умаров. С 1974 года он руководил Дербентским консервным комбинатом и коллектив под его руководством достиг очень огромных успехов. Дербентский консервный комбинат неоднократно отмечался переходящими Красными знаменами Министерства пищевой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза отрасли, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, ЦК КПСС СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Его имя было занесено в «Золотую Книгу Почета» Министерства пищевой промышленности РСФСР. А самого Сиражудина Шамсудиновича наградили двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ДАССР. Его несколько раз избирали депутатом городского Совета и Верховного Совета ДАССР. С. Ш. Умаров сделал очень много полезного и для г. Дербента, и для Курахского района, и для рабочих предприятия. Популярностью пользовалась также женщина поэтесса Хатур. Ее песни передавались из уст в уста. К сожалению, никто не записывал ее стихов и ее творчество осталось незамеченным. В последующие годы из села вышли поэты Магомедсалих Эфендиев, Махмуд Эфендиев. Значительную роль в развитии экономики, соцбыта села сыграл колхоз. На трудодни колхозники получали зерно, мясо, сыр, масло. Колхоз тогда имел мелкого рогатого скота более 30 тысяч, крупного рогатого - 300, волов - 120, лошадей - 150. Не прошел процесс миграции и мимо штульцев. За последние сорок лет из Штула за благополучной жизнью отправились более 250 семей. Больше половины их обустроились в пос. Белиджи, сел. Нюгди, Куллар, в городах республики. На данный момент на старом месте, где когда-то находился Рагаллай хюр, остались 12 хозяйств. 70 семей построили себе новые дома в местечке «Хандак» возле трассы Касумкент-Курах. Там сейчас действуют неполная средняя школа, администрация села, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты.

Селение Ашахюр. Аул, как орлиное гнездо, расположен между горными вершинами на высоте 2600 метров над уровнем моря, в лощине между горами Питан и Ярар. Это небольшой населенный пункт, который состоит из 45 хозяйств. Ему около 200 лет со дня образования. Аул образовался стихийно. Данная территория находилась во владении сел. Штул. Оттуда и началось переселение некоторых семей на новое место. У каждого были свои причины. По старинным адатам, горские семьи (семьи нескольких братьев) жили совместно. Но иногда некоторые из сыновей отделялись от родителей и строили себе дома на новых местах. Вот и молодые штульцы подыскали себе подходящее место. У них там находились пастбища, возделываемые земельные угодья. Словом, теснота в селе и отдаленность указанных земельных угодий заставили отдельных жителей Штула обосноваться на более удобном месте для развития скотоводства, особенно овцеводства, где кругом находились альпийские луга, просторные пастбища, сенокосные площади, лесные массивы. Однако надо отметить, что их там ожидали и трудности. Первоначально в течение 30-40 лет умерших на санях отвозили в село предков и хоронили на общем кладбище, так как родственные и тухумные связи сохранились очень долго. В первые годы своего существования аул получил название Верхний Штул, а потом начал называться Ашахюр. Ашахюрское кладбище образовалось около 160 лет тому назад, когда умер Исмаил Омаров, аварец по происхождению. Он в свое время был выслан из аварского села за убийство человека. После его похорон умерших ашахюринцев не отвозили на кладбище Штула. С годами в Ашахюре образовались свои тухумы. Их четыре: Суфияр, Гьажияр, Кунцилар, Аварар. Представители тухума Суфияр, как говорят, пришли из Аравийского города Суфия. Родоначальником данного тухума являлся Ибрагимхалил, который приехал в эти места для распространения мусульманской религии и остался в Штуле. Из этого тухума впоследствии вышли такие известные арабисты ученные как Тагир-эфенди, известный философ Осман Эфендиев - внук Тагира-эфенди. Первый доктор медицинских наук среди женщин Страны гор Фатима Абдурахмановна Алекберова - внучка Тагира-эфенди. Доктор исторических наук, член корреспондент РАН Джамал Мутагиров. Основателем тухума Кунцияр был житель из селения Кванцил Хивского района, также высланный сюда за убийство односельчанина. Гьажияр получил свое название потому, что одним из первых их представитель ездил на хадж в Мекку. Это Гаджи Рамазан, известный арабист, уважаемый шейх в Южном Дагестане, который умер 100 лет тому назад и похоронен на возвышенном месте недалеко от Ашахюра. В знак уважения на могиле поставили крупный памятник. В своей жизни он сделал очень много добрых дел. Его считали святым человеком. Поэтому его помнят до сих пор, а его могила стала местом паломничества в Дагестане. На могилу шейха Гаджи Рамазана приезжают из разных концов Дагестана на зиярат. Необходимо отметить и такой исторический факт, в мае 1930 года сын Гаджи Рамазана Гаджи-эфенди руководил восстанием мусульман, настроенных против той политики, которую проводили на местах новоявленные начальники. Он был образованнейшим человеком, имел представление о философии, географии, политике, литературе. В это время происходило раскулачивание крестьян. Гаджи-эфенди, раньше, в двадцатые годы в Дербенте служил в штабе революционно настроенных сил Южного Дагестана. Совместно с ними он участвовал в сражениях против армии Деникина. Восстание, во главе которого стояли религиозные деятели, провалилось. Захватив Курах, они дошли до Касумкента, но там они потерпели поражение. Главарей восстания арестовали, казнили, многих участников посадили в тюрьмы, выслали в Сибирь, Казахстан, Киргизию. Там очутились и родственники Гаджи-эфенди. До середины 1950 года в ауле не было ни одного человека с высшим образованием. В 1954 году высшее образование получает Мутагиров Джамал, ныне доктор исторических наук, который долгие годы преподает в госуниверситете Санкт-Петербурга. В 1962 году университет заканчивает Ибрагимхалилов Рамазан. Через шесть лет он получает второе высшее образование. Он известный и уважаемый человек не только в районе, но и в республике. Долгие годы он руководил колхозом села и достиг больших успехов, за что был награжден правительственными наградами. В его время колхоз «Первомай» был передовым в республике. После него вузы завершили около двадцати человек. Среди них можно назвать Касума Магомедова, Исмаила Эфендиева, который более десяти лет возглавляет министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Шахбана Магомедова, первого заместителя начальника департамента транспорта РД. В 1937 году в селе было создано коллективное хозяйство и первым председателем стал бедный крестьянин Габибулах Сефиханов. После него колхозом руководил Мутагиров Зейнудин, который добровольно ушел на фронт и геройски погиб в сражениях с фашистами в начале 1942 года. На защиту Родины от захватчиков из Ашахюра отправились 25 человек. Шестнадцать из них отдали жизнь за Родину. До Великой Отечественной войны в Ашахюре было 70 личных хозяйств. В трудные и голодные годы войны несколько семей разорились, люди погибли от голода и холода. Другие переселились в места, где можно было как-нибудь просуществовать. Тяжелой была жизнь у сельчан до 60-х годов. В колхозе кроме одной старой фермы ничего не было, даже конторы хозяйства, учреждений культуры. Отсутствовала дорога. Главным транспортом ашахюрцев являлись арба и сани. С 1965 года облик высокогорного села резко меняется к лучшему. В этот год председателем беднейшего колхоза избрали молодого учителя, директора Штульской восьмилетней школы Рамазана Ибрагимхалилова. За короткий промежуток времени, с помощью сельчан, руководства района, было сделано очень много. Построили в ауле школу, библиотеку, медпункт, колхозную контору, двухэтажный жилой дом на прикутанном хозяйстве, четыре животноводческих помещения, собственными силами провели дорогу, а затем и расширили ее. По скалистым местностям, ущельям провели электролинию. В домах аульчан прозвучало радио. Открыли телефонную точку. Провели в село водопровод. Поднялась и экономика хозяйства. Поголовье скота за семь лет увеличилось в шесть раз. Выросла урожайность зерновых и садоводства. За высокие показатели производства сельхозкультур колхоз систематически получал переходящее Красное Знамя района, республики, хозяйство заносили на Доску почета республики. В суровых климатических условиях 22 года пришлось Ибрагимхалилову потрудиться для улучшения жизни и быта горцев. К сожалению, теперь наступили другие времена, появились другие люди, от прежнего благополучного колхоза ничего не осталось. Жители развивают личные подворья, производят мясо, зерно и этим живут. Другая сфера хозяйственной деятельности теперь в горах отсутствует.