Муниципальное образование "Сельсовет Усугский"

Cеление Усуг.Дата образования неизвестнa. По имеющимся данным, история возникновения села тянется вглубь веков. Вот что рассказывают об этом старожилы села. Поселенцы села Усуг спустились на это место с горы Фуртик. Во времена ханов, горцы не подчинялись господству ханов. Фуртикцы хотели жить свободно от гнета живодеров, не платили им дань, грабили ханские владения. Обозлившийся хан силой прогнал горцев на равнину, на съеденье гремучим змеям. Фуртикцы оказались в лесистых местах, которые считались неприспособленными для житья. В настоящее время там расположено село Кулан-Стал. Если эта легенда верна, то кулан-стальцы считаются наследниками фуртикцев. Необходимо отметить, что на горе Фуртик до сих пор остались могилы. Они занимают почти гектар территории. Когда хан прогнал фуртикцев с родных мест, некоторые горцы спрятались в в ущельях, непроходимых местах. потом они нашли удобное место для построения села. На скале появились первые сакли. Через некоторое время люди превратили свое село в крепость. В него входили через железные ворота. Основателем села считается фуртикец Юсуф. Сюда с места Улжан переселились еще горцы. Предки села считали, что название села связаны с именами этих людей: Юсуф - Улжан - Усуг. В Усуге почитают два могильника (пIир) шейхов Камиля и Магомеда. Последний в свое время являлся наибом имама Шамиля. Он учился в Шаме и там получил звание шейха. Об этом сообщают надписи на его могильном камне. Среди горцев также был известен Насруллах-эфенди. Он автор нескольких книг на религиозные темы. Говорят, что после Гасана Алкадари его считали образованнейшим человеком, алимом в Южном Дагестане. К сожалению, после революционных событий 1917 года его арестовали, посадили в тюрьму и все книги сожгли. Долго пробыв там, вернулся домой, однако вскоре скончался. Сын Насруллаха-эфенди Джалал скитался по разным местам, потом он оказался в г. Баку. Там учился, как и отец, занялся наукой, впоследствии стал профессором, доктором математических наук. В Азербайджане также прославился усугец-нефтяник Гамид Рамазанов. Он стал кавалером ордена Ленина. В Республике Дагестан известен усугец, профессор ДГУ, доктор исторических наук Хидир Рамазанов, Герой Социалистического Труда, нефтяник Рамазан Османов. Усугцы, как все горцы Курахской долины, пользовались местным солнечным календарем (ЦIуд). Хидирнеби Магомед наблюдая за солнцем и календарем точно говорил какое время суток, недели.

Селение Хвередж.Хвередж - один из старинных аулов Курахского района. Точная дата возникновения села неизвестна. Как рассказывают старожилы, после очередного нашествия иноземных захватчиков, село заново восстанавливали. Последний раз это происходило после разгрома войск Надир-шаха. Недалеко находился еще один маленький аул. Оставшиеся в живых его жители примкнули к хвереджцам. Здесь нашли также пристанище и представители лакского и табасаранского народов, которые остались без крова, семей, родственников. Слово Хвередж с агульского языка переводится как «большой утес». Действительно, аул расположен на большом утесе. С южной стороны его защищала пятиэтажная сторожевая башня. Удивительным было то, что стены башни закладывали из камней четырехметровой длины. На одной из камней высечена надпись: «Город Хвередж». К сожалению, и башню, и мечеть с 35-метровым минаретом разрушили коммунисты, а камни использовали при строительстве здания школы. При мечети действовало и медресе. Хвереджцы любили свой маленький аул. Когда посторонний спрашивал у хвереджца «большое ли ваше село?», то он как бы невзначай отвечал «у нас сорок мельниц». В башне всегда в запасе держали острые камни, булыжники. При необходимости их пускали в ход, сбрасывали прямо на головы неприятелей. К башне были проведены подземные проходы. По ним к защитникам доставляли еду, воду. Хвереджцы сохранили легенду о том, как их прадеды построили мечеть. Братья из тухума Хирчер несколько лет собирали деньги на поездку в Мекку на хадж. Перед самой поездкой пошли дожди и град, селевые потоки смыли все дороги, мосты и братья не смогли отправиться в путь. Тогда они на свои деньги заказали мастеров и поручили им строительство мечети. Мастера достойно справились с данной задачей. Высотное здание до 30-х годов украшало аул. Из 100 подворий сейчас в селе осталось 62. Потому что многие из-за трудных горных условий переселились на равнину, в города. Они нашли приют на землях Целегюна Магарамкентского, Дружба Каякентского районов, Краснодара, Ставрополя, Кизляра. В конце тридцатых годов в ауле открыли начальную школу. Дальнейшее образование дети хвереджцев получали в средних школах Усуга, Гелхена, Тпига, Кураха. Долгие годы школа ютилась то в частных домах, то в клубе. Только в 1968 году построили для школы подходящее здание. Первыми учителями села стали Хидирнаби Аюбов, Ибрамхалил Гададов, Рамазан Гаджиев, Идрис Расулов, Хиби Ибрагимов, Гирейхан Аюбов. Коллективное хозяйство создали в 1938 г. Председателем правления колхоза избрали бывшего красного партизана Ибрагима Девришева. Много сделал он для поднятия экономики хозяйства, особенно в годы Великой Отечественной войны, за что получил правительственные награды: орден Трудового Красного знамени, медаль «За доблестный труд». 26 лет своей жизни он отдал этой хлопотной должности, верно служил джамаату. После него председателями работали Байрам Гусейнов, Хидирнаби Ибрагимов, Аюб Гаджиев, Хидирнаби Аюбов, Курбан Мирзоев. На фронт из села ушли более 40 человек, 17 из них отдали свои жизни за победу. Доблестно сражались хвереджцы с врагом. Гаджирамазан Курбанов получил орден Славы. Офицерами стали Рамазан Аюбов, Курбан Ибрагимов. Большую лепту внесли в дело развития овцеводства чабаны Мирза, Адам, Адилхан и Курбан. За пределами села были известны такие мастера, как Курбан, Рамазан Алиев, Магомед Абакаров (зурначи), Юсуф Магомедов, Ибрагим Рамазанов, Салих Хидиров, Базай Тагиров, Рамазан Хибиев, Рамазан Алиев, Ибрагим Рамазанов (каменщики), Рамазан Девришев, Гусейн Рамазанов, Курбан Рамазанов (кузнецы). Гордостью села являются Матери-героини Ханага Гаджиева, Ханумшияр Гаджиева, Гюлбике Рамазанова, Байрамкиз Шабанова. В селе шесть тухумов: Хирчер, Тагирар, Маллалияр, Шалбузар, Абдуллаяр, Камбарар. В наши дни в селе функционируют Дом культуры, средняя школа, ФАП, библиотека, секция вольной борьбы (тренер Сулейман Исмаилов). В школе обучаются до 90 детей. В личных хозяйствах жителей более 3000 овец и коз, 400 голов крупного рогатого скота. Водой село обеспечено. За каждым подворьем числится около 30 соток земли. Хвередж один из самых отдаленных аулов, расположен в 27 км от райцентра. Граничит с землями Агульского района.

Cеление Укуз.На самой границе с Агульским районом, на расстоянии 28 километров от райцентра, на правой стороне дороги Курах-Хвередж, на крупном утесе расположено село Укуз. В его распоряжении 900 гектаров земли. Когда-то (до 1970 года) здесь было 70 хозяйств, сейчас остались 9 семей. Самых крепких, верных сыновей гор. Большая часть населения переселилась в Мамедкалу Дербентского района. Представители Укуза также живут в Кизлярском районе, Махачкале, Дербенте, Каспийске. В 30-х годах прошлого века в селе создали коллективное хозяйство. Первыми председателями колхоза были Рамазан Латифов, Яхья Шахбанов. В 1936 году здесь построили школу. Первым учителем села стал Абдурахман Маллаев. Первым из сельчан высшее образование получил Хидирнаби Маллаев. В селе имелись три мельницы, мечеть, несколько пиров, т.е. святых мест. В тридцатые годы мечеть разрушили и на его месте построили здание школы. Горный аул окружает прекрасный ландшафт. Вокруг много речек, родников, пастбищ, лугов, скал, ущелий. Сельчане разделяются на несколько тухумов: Бугаяр, Аюбар, Гачалар, Парсияр, Бижияр, Буцундаяр, Квасаяр. Огромным уважением в районе пользовался уста (мастер) Гарун. Владея всеми секретами каменщика и столяра, он помогал всем, кто обращался к нему. Селение Укуз славится и Матерями-героинями. Зелиха Раджабова, Ашура Салихова, Загидат Рамазанова родили по десять и более детей, вырастили их, дали им хорошее воспитание. Укуз старинное село. Вокруг него расположены кладбища, уходящие под землю в два-три яруса. Большой интерес представляют могилы, где умершие захоронены в сидячем положении. К какой цивилизации относятся такие могилы? На этот вопрос могут ответить только ученые. Из села на фронт ушли 30 человек, вернулись только четверо. Укуз относится к Усугской администрации. Жители аула пользуются услугами Дома культуры, фельдшерско-акушерского пункта. Дети ходят в Хвереджскую школу.