О порядке рассмотрения обращений граждан в органы прокуратуры

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» урегулированы правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция).
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ.
Так, Генеральный прокурор Российской Федерации в своем Приказе от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Особое внимание обращается на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию о состоянии законности на поднадзорной территории.
Органы прокуратуры всегда открыты гражданам, заинтересованы в сотрудничестве.
В отличие от регламентированного процессуальным законодательством порядка подачи заявления в суд, строго установленной формы письменного обращения в прокуратуру нет. Заявление в прокуратуру может быть составлено в произвольной форме с описанием сути допущенного нарушения с указанием сведений о нарушителе. Ссылки на конкретные нормы закона вставлять не обязательно - с этим прокурор разберется сам.
Преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещено.
Следует иметь в виду то, что осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением об-ращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной и устной форме, принятыми на личном приеме, переданными по почте, телеграфу, факсу, интернету.
По обращениям органами прокуратуры принимается одно из следующих решений:
о принятии к разрешению;
об оставлении без разрешения;
о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
о направлении в другие органы;
о прекращении рассмотрения обращения;
о приобщении к ранее поступившему обращению;
о возврате заявителю.
Обращение может быть оставлено без разрешения, когда: оно бессмысленно по содержанию; есть решение о прекращении переписки.
Прекращение переписки возможно в двух случаях: Ваше обращение, направленное повторно, не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а на предыдущее ваше обращение был дан ответ; Ваше обращение содержит нецензурную брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
Переписка может быть возобновлена, если основания, по которым она была прекращена, отпали.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходи¬мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
Прежде чем направлять письменное обращение в прокуратуру, необходимо убедиться, что разбирательство вашей жалобы находится в компетенции прокурора.
Если разрешение вопросов, содержащихся в заявлении или жалобе гражданина, не входит в компетенцию органов прокуратуры, их передают для рассмотрения в соответствующий орган. Заявитель уведомляется об этом в семидневный срок после момента регистрации.
Чтобы избежать переадресации обращения в другие органы, предпочтительнее сначала самостоятельно обратиться к руководству организации, чья деятельность стала поводом для жалобы. Обращаться к прокурору следует после того, как вам было отказано в решении вопроса на месте.
Обращение будет считаться разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, даны мотивированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам отправлен письменный ответ.
По окончании проверки по обращению заявитель имеет право обратиться к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой дать возможность изучить документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы заявителя. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами заявителю должно быть дано аргументированное письменное разъяснение.
Решение прокурора, с которым заявитель не согласен, не лишает его права обратиться за защитой своих прав в суд.

Прокурор района, старший советник юстиции Ф.К. Лагметова. 
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!