Доклад главы МО за 2014 год

 Уважаемые депутаты и приглашенные!
Сегодня обсуждается вопрос подведения итогов социально-экономического развития района.
Минувший год был насыщен важными событиями в области строительства для района – это открытие важнейших объектов: - новой спортивной школы Интерната для одаренных детей в с. Икра; ввода в эксплуатацию газопровода, которого ждали более 20 лет; завершение пожарной части в с. Курах.
Сегодня речь пойдет о том, чего мы достигли от намеченного в 2013 году и какие мероприятия остались нереализованными, в связи с уменьшением бюджетных ассигнований в начале прошлого года. И с надеждой на лучшее наметим основные задачи по всем направлениям развития района на 2014 год.
Говоря в целом об итогах минувшего года, следует отметить, что не смотря на возникавшие трудности в течение года мы завершили его неплохо.
Далее я подробнее доложу о развитии каждого направления, но начну свой доклад с бюджета. За 2013 год в местный бюджет района поступило доходов 345081,5 тыс. рублей.
Налоговые и неналоговые собственные доходы консолидированного бюджета района составили 17736 тыс. рублей или 13,2% от общей суммы поступлений и по сравнению с 2012 годом увеличились на 127 %. Поступления из республиканского бюджета в виде дотаций субвенции, субсидии и прочих поступлений в консолидированном бюджете 2013 года 327345,8 тыс. рублей, что на 45,2% больше уровня 2012 года.
В тоже время в 2013 году недопоступило от запланированных местных налогов 679 тыс. рублей. Невыполненными остались задания по ЕНДВ – 526 тыс. рублей, и по земельному налогу 153 тыс. Следует отметить, что по земельному налогу сельские поселения собрали 1977 тыс. рублей (такого показателя не было за последние годы) хотя план не был выполнен из-за слабой работы по сбору этого вида налога таких сельских поселений как Курахский, Ашарский, Кучхюрский, Шимихюрский и Штульский.
В рамках реализации приоритетного проекта «Обеление экономики» администрацией района, сельскими поселениями выполнена определенная работа по увеличению доходной части бюджета в 2013 году, но эту работу необходимо усилить т.к. в два раза увеличились плановые показатели по поступлениям в доход бюджета. Невыполнение плана по ЕНДВ вызвано уменьшением количества предпринимателей из-за высоких страховых взносов в пенсионный фонд, как и по всей республике и стране.
Основой экономики горных территорий республики является сельское хозяйство - агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство
В 2013 году администрацией района проделана определенная работа по улучшению социально-экономического положения в области сельского хозяйства.
В 2013 году хозяйствами всех форм собственности собрано 1890 тонн зерна, 6660 тонн картофеля, 8400 тонн овощей, 1400 тонн плодов.
Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 1103,84 млн. рублей.
На 01.01.2014 года численность КРС в хозяйствах всех форм собственности составили 14138 голов, в том числе коров – 6266 голов.
Поголовье МРС на 01.01.2014 года в хозяйствах всех форм собственности составило 53254 голов, в том числе овцематки – 30544 голов.
Валовый надой молока в хозяйствах всех форм собственности составил 7130 тонн, средний удой на одну корову составил 1137 литров.
Произведено мясо на убой 2376,2 тонн.
Настриг шерсти составляет 63,1 тонн или 1,212 кг с одной головы.
В 2013 году сельхозтоваропроизводителями района через дополнительный офис ОАО «Россельхозбанк» в с. Курах получены кредиты на сумму 15 млн. рублей на развитие животноводства.
Через районный муниципальный фонд микрофинансирования на развитие малого предпринимательства в области сельского хозяйства выделены 8815 тыс. рублей, в том числе на развитие животноводства – 6665 тыс. рублей, на развитие растениеводства – 1150 тыс. рублей, виноградарства – 1000 тыс. рублей.
Для реализации мероприятий муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства выданы гранты в виде безвозмездных субсидий на сумму 5300 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2014 г. в районе функционируют: 19 – СПК; 1 – СпоК; 17 – КФХ и ИП; 4321 – ЛПХ; 4 – МСП.
В 2013 году была развернута работа по реализации на территории района приоритетного проекта Президента Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс».
В разрезе муниципальных образований определены инвестиционные площадки под виноградники:
- на землях МО «с/с Кучхюрский» в 2013 г. произведены посадки новых виноградников на площади 50 га;
- на землях МСП «Курахский» в Дербентской зоне готовится инвестиционная площадка под виноградники. Объем посадки – 200 га;
- на участке «Къукъваз» капитально отремонтирована МТФ на 200 голов КРС.
Закуплен племенной скот, продолжаются работы по реконструкции здания фермы;
- начато строительство молочно – товарной фермы на 100 голов в с. Кумук;
- в КФХ «Кумух» и СПК «Курах – Даг» закуплен племенной скот;
- в фермерском хозяйстве «Кумух» развернуты работы по прудовому разведению рыб, за счет привлеченных средств на болотистом участке вырыты 5 прудов, подведены оросительные каналы, 3 пруда уже зарыблены мальками белого толстолобика, белого амура и зеркального карпа.
Активно ведутся работы по поиску инвесторов по закладке садов интенсивными технологиями.
В рамках реализации вышеизложенных проектов созданы около 60 рабочих мест и ожидается до конца текущего года около 200 рабочих мест, что позволит увеличить поступления налогов в местный бюджет.
Земельные отношения
Администрацией района проведена определенная работа по повышению эффективности использования сельхозугодий, по переоформлению прав пользования земельными участками.
В районе проведены работы по разграничению земельных участков, подлежащих отнесению муниципальной собственности на общую площадь - 57,5 тыс. га. Все эти земли переданы в собственность сельских поселений.
Земли отгонного животноводства, ранее находившиеся в пользовании сельхозпредприятий района используются сохранившимися хозяйствами, а земли ликвидированных обанкротившихся хозяйств предоставлены в аренду сельхозтоваропроизводителям соответствующих сельских поселений.
В целях эффективного использования земель муниципальные образования сельских поселений должны принять максимальные меры по передаче этих земель в аренду желающим и имеющим возможность, гражданам на условиях долгосрочной аренды, расширить площади под зерновые и кормовые культуры, сады и виноградники.
Общая площадь сельхозугодий района составляет 47,9 тыс. га, преоблада-ющая часть сельхозугодий составляет: пастбища -33,9 тыс. га, сенокосы – 8,6 тыс. га, пашня-5,1 тыс. га, сады -300 га.
За последние годы сложилось тревожное положение с использованием во всех категориях хозяйств сельхозугодий, особенно пашни, сокращаются из-за использования ее не по назначению и перевода ее на менее низкие сельхозугодия.
Большие площади пашни не используются в сельских поселениях Кабир, Икра, Кутул, Штул, Курах, Моллакент.
Ежегодное использование пашни составляет 1800-2000 га или 35-40 %. В связи с неэффективностью использования пашни возрастает динамика вывода ее из сельскохозяйственного оборота. Фактически эти участки пашни за последние 30 лет используются как присельские пастбищные угодья.
Проводимая в соответствии с земельным законодательством работа не дает должного результата в части переоформления прав на земельные участки, проведения землеустроительных работ, затягивается процедура переоформления, предоставление земель гражданам.
Отсутствует контроль за соблюдением земельного законодательства, не сложилась практика принудительного изъятия земельных участков с последующей передачей или продажей прав на заключение договоров аренды земельных участков для сельскохозяйственного использования и под индивидуальное жилищное строительство.
По приоритетному проекту Президента РД «Обеление экономики» проведена работа по инвентаризации земельных участков с целью выявления собственников, не оформивших имущественные права в установленном порядке.
Администрациями сельских поселений совместно с заинтересованными органами проведен подворный обход личных подсобных хозяйств, уточнены размеры земельных участков, находящихся в их пользовании. В сельских поселениях земли, используемые для выпаса общественного скота вовлечены в налогооблагаемую базу по земельному налогу.
Не разрешенным остается до сих пор вопрос определение границ сельских поселений на плоскостной зоне района, из-за чего не представляется возможность выделения гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Представленный в Правительство РД землеустроительный материал по четырем сельским поселениям плоскостной зоны и материалы сельских поселений горной части района были возвращены ссылаясь на то, что с 1.01.2013 г. вступают в силу ограничения предусмотренные градостроительным и земельным законодательствами на принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования и застройки.
Главам сельских поселений, совместно с управлением сельского хозяйства района необходимо принять максимальные меры по эффективному и рациональному использованию имеющихся сельхозугодий.

Районное ветеринарное управление
За отчетный период согласно утвержденному плану ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий работниками райветуправления проделана определенная работа по недопущению в районе возникновения инфекционных и массовых незаразных заболеваний сельхозживотных. Намеченный план за год в целом выполнен. Была поставлена задача по обеспечению эпизоотического благополучия района. За текущий год среди скота общественного и частного сектора района не допущено появление особо опасных инфекционных заболеваний таких как: сибирская язва, ящур, сап, грипп птиц, туберкулез, злокачественная катаральная горячка и др. Основанием тому являлись своевременное проведение прививок против них с полным охватом поголовья скота. Так, для профилактики сибирской язвы была вакцинирована КРС – 21143 гол; МРС – 102459 гол; лошадей – 420 гол. Вакцинопрофилактикой против эмфизематозного карбункула охвачены КРС - 12306 гол, против лептоспироза КРС – 3231 гол. Вакциной ШТ – 82 против бруцеллеза КРС вакцинированы 6178 гол; вакциной РЕВ – 1 против бруцеллеза МРС – 54992 гол. Мероприятия по профилактике и ликвидации антропозоонозных (общих для человека и животных) болезней всегда были в поле зрения работников вет. управления и закреплены соответствующими мероприятиями. Совместно с ЦРБ и санитарной службой разработаны комплексные планы по борьбе с бруцеллезом, туберкулезом, бешенством, сибирской язвой и гельминтозами. По туберкулезу КРС отмечу, что за последние годы среди исследованного поголовья больных животных не выявлено. За 2013 год по выявлению туберкулеза исследованы 8802 гол КРС. Исследования проводились и по установлению бруцеллеза среди скота. За текущий год работниками райветуправления проделана определенная работа по профилактике паразитарных заболеваний. В этом плане было обработано против мониезиоза КРС – 12308 гол; МРС – 62702 гол; против диктиокаулеза, фасциолеза и стронгилятозов профилактические обработки проводились в зависимости от благополучия местности и приобретения лекарственных средств владельцами животных. Большая работа проведена в плане противоклещевых обработок скота. В этом плане обработано КРС – 4564 гол; МРС – 124288 гол. Из-за отсутствия в районе нормально функционирующей купочной ванны проведение противоклещевых обработок вызывают некоторые затруднения. За отчетный период ветеринарными специалистами района проделана определенная работа по профилактике и лечению незаразных болезней животных.

МП
Продолжает динамично развиваться и набирать обороты сектор малого предпринимательства. Предпринимательство охватывает практически все отрасли хозяйствования муниципального образования.
В 2013 году были открыты производственные объекты, которые занимаются производством пластиковых окон, 2 пекарни, 3 кафе, но не все спешат становиться на налоговый учет.
Из 2883 работающих во всех отраслях экономики – 367 (15%) в малом и среднем предпринимательстве.
Для развития предпринимательства в районе созданы все необходимые условия, также имеются свободные инвестиционные площадки. Со стороны администрации МО оказывается посильная помощь в развитии малого и среднего предпринимательства.
С 2008 года не меняется коэффициент К2, на ЕНДВ, также не меняются тарифные ставки аренды муниципального имущества, представляемых предпринимателям.
Большим стимулом развития предпринимательства послужила программа развития предпринимательства администрации МО «Курахский район».
Проводилась активная работа по привлечению государственной поддержки на реализацию предпринимательских проектов. В истекшем году общий объем выданных в форме микрозаймов составили 8800 тыс. рублей.
Кроме того 29 предпринимателей получили безвозмездные субсидии в виде грантов в сумме 5700 тыс. рублей компенсировав таким образом затраты предпринимателей.
Муниципальный фонд поддержки на настоящий момент имеет капитализацию -9500 тыс. рублей.
На 01.01.2014 год в районе зарегистрировано 55 малых предпринимателей и 220 индивидуальных предпринимателей, в связи с повышением страховых взносов в пенсионный фонд наблюдается тенденция закрытия частных предприятий. За год закрылись 123 субъекта МП или 30%.
Налоговые поступления, поступившие в бюджет района от деятельности малого предпринимательства за 2013 г. составили 629 тыс. рублей, что составляет около 4% от общей суммы поступлений от местных доходов.

Инвестиции и строительство
Общий объем инвестиций в 2013 г. составил 203500 тыс. руб., из них внебюджетные - 68534 тыс. рублей или 34% от общего объема.
Деятельность администрации по строительству осуществлялась в соответствии с Программой социально – экономического развития района.
Ремонтировались дороги, строились дома, проводилась газификация, приводились в порядок детские сады.
Строительные работы и работы по капитальному ремонту велись на 13 объектах. Общий объем работ по договорам строительного подряда выполнены на сумму 133966 тыс. руб., дорожное строительство – 67335 тыс. рублей, образование – 35031 тыс. рублей, газификация – 35,0 млн. руб., прочие - 2771 тыс. руб.
Как было отмечено, в 2013 г. завершилось строительство газопровода до райцентра протяженностью 14 км. и школы - интерната в с. Икра на 340 ученических мест.
Многое сделано в части модернизации объектов образования за счет средств местного бюджета на сумму 5400 тыс. рублей.
В капитально в отремонтированное помещение переведена одна группа в детском садике в с. Кабир.
Продолжается строительство новых школ в селениях: Гельхен, Аладаш, Бугда – тепе и Моллакент.
Сохраняются темпы строительства индивидуального жилья. Так, по итогам 2013 г. ввод индивидуального жилья в эксплуатацию в районе при плане 3500 кв. м. составил 3518 кв. м.
Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя составляет 18,2.
Продолжается работа по решению проблем дорожного хозяйства.
Начата реконструкция автодороги на участке 31-44 км а/д Касумкент - Курах
В 2013 г. произведены строительные работы по подготовке дорожного основания на сумму свыше 50 млн. рублей.
Для текущего ремонта и обслуживания дорог республиканского значения на территории Курахского района в 2013 г. выполнены работы на сумму 6254 тыс. рублей.

Образование
Главная цель деятельности системы образования- реализация государственных программ дошкольного, общего, и дополнительного образования. Приоритетами системы образования района на 2012-2013 учебный год были определены: повышение качества образования, внедрение государственных образовательных стандартов второго поколения.
Сеть муниципальных образовательных учреждений включает 29 общеобразовательные школы (18 средних общеобразовательных школ, 3 основных школ, 8 начальных школ) в которых обучаются 1897 учащихся, 6 учреждений дополнительного образования детей (4 детско-юношеские спортивные школы, школа искусств и музыкальная школа). В учреждениях дополнительного образования обучаются около 1200 воспитанников.
На развитие сети общеобразовательных учреждений оказывают влияние демографические процессы и движение контингента обучающихся по классам. Общий контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году составил 1959 чел. (95% по сравнению с началом прошлого учебного года). В этом учебном году контингент учащихся по отношению к 2012-2013 учебному году составляет 97 %. Средняя наполняемость классов в СОШ составляет 11 учащихся, в ООШ-3, а в НОШ - 1.
В связи с отсутствием детей 1-4 классов на 1 год приостановлена деятельность Ашакентской НОШ, закрыта Курахская вечерняя сменная общеобразовательная школа.
В образовательном процессе района занимаются и работают:
- заслуженные учителя РД – 26;
- почетный работник общего образования РФ - 56;
- отличник народного просвещения СССР – 1;
- отличник народного просвещения РСФСР – 11;
- отличник образования РД – 7.
С 2011 года начат поэтапный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. В 29 общеобразовательных учреждениях 436 учащихся 1-3 классов обучаются по новым программам ФГОС.
Подводя итоги работы по новым стандартам, можно отметить, что почти все педагоги прошли обучение для работы по новым стандартам, учащиеся 1-3 классов на 100% обеспечены учебниками.
Для создания условий успешного внедрения ФГОС уже приобретены учебники на весь контингент учащихся 1-3 классов на сумму 1257680 рублей. В истекшем учебном году для школ района была выделена художественная литература на сумму 115974 рубля.
В 2012/2013 учебном году в рамках модернизации системы общего образования образовательные учреждения района получили:
-кабинеты начальных классов – 3;
-кабинеты филологии - 2;
-кабинеты химии - 2;
-кабинеты биологии - 2;
-кабинеты физики - 2;
-интерактивные классы - 5;
-медицинские кабинеты -4;
-столовое оборудование - 6;
-спортивное оборудование - 7;
-компьютерные классы - 3;
-кабинет астрономии - 1.
В четвертых классах общеобразовательных учреждений ведется новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», включающий 6 вариативных учебных модулей. Большинство родителей четвероклассников выбрали учебный модуль «Основы мировых религиозных культур». В полном объеме подготовлена ресурсная база для введения курса: приобретены необходимые учебно–методические комплекты, организована учеба преподавателей этого курса.
Среднюю школу закончили 209 одиннадцатиклассников, 46 учащихся вечерней школы. Аттестаты о среднем полном общем образовании получили 255 человек. Золотыми медалями награждены 4 выпускника средних школы.
ЕГЭ выпускники 11(12)-х классов школ района уже четвертый год сдавали по 11 предметам. Всего в ЕГЭ приняли участие в 2013 году 267 выпускников, что составило около 80 % от общего количества участников ЕГЭ. Можно отметить, что в целом результаты единого государственного экзамена в 2013 году почти по всем предметам как в 2012 году.
Результаты ЕГЭ по обязательным предметам показали, что уровень знаний выпускников нашего района – на уровне средне республиканских результатов (математика 51 балл, в прошлом году – 49,78 балла); (русский язык – 54балла, в прошлом году тоже).
Необходимо отметить, что ежегодно не радуют нас результаты ЕГЭ по информатике, физике, географии.
Из предметов по выбору наибольшее количество участников ЕГЭ было по обществознанию, химии биологии и истории. 100 баллов не набрал ни один ученик.
Важным этапом в подготовке к единому экзамену стала аналогичная форма итоговой аттестации девятиклассников.
Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку в независимой форме была организована для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ района, в которой приняли участие 211 обучающихся. Результаты показали низкий процент уровня и качества знаний.
В 2012/2013 учебном году работа по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и управленческую деятельность, эффективному использованию возможностей сети Интернет и формированию единого информационного пространства района остается желать лучшего.
До сих пор не подключены к сети интернет Хюрехюрская, Хвереджская, Усугская СОШ, Квардалская ООШ. Нет постоянного доступа к сети интернет других школ. Материально-техническая база образовательных учреждений, которая могла бы обеспечить информатизацию системы образования хорошая. В учебном процессе задействовано около 400 компьютеров, таким образом, на 1 компьютер, используемый в учебном процессе, по району приходится около 6 учащихся.
В 2013-2014 учебном году для учащихся района были организованы и проведены олимпиады по 20 предметам. В предметных олимпиадах приняло участие 471 учащихся из 21 образовательного учреждения района. 138 учащихся заняли призовые места, 42 стали победителями в районных предметных олимпиадах. Победители районного тура предметных олимпиад приняли участие в региональном туре школьных олимпиад. Высоких результатов в региональном туре предметных олимпиад у нас по-прежнему нет.
Для победителей и призеров предметных олимпиад 2012-2013 учебного года, ставших победителями и для отличников учебы был проведен слет в актовом зале Курахской СОШ №1, где были вручены участникам этого слета грамоты и подарки. И в этом году запланировано проведение такого мероприятия.
В системе дошкольного образования района насчитывается 13 детских садов.
Когда по Республике Дагестан доля охвата детей дошкольным образованием составляет 27 процентов, в нашем районе эта цифра составляет 38 процентов, и это один из лучших показателей среди районов.
Одноразовое горячее питание получают обучающееся 1-4 классов. Учащиеся начальных общеобразовательных школ получают буфетную продукцию. Охват горячим питанием в школах остается стабильным – 31%. Для организации качественного питания детей обновляется материально-техническая база пищеблоков и столовых, но техническая оснащенность пищеблоков и столовых школ и детских садов пока еще остается неудовлетворительной.
Формирование здорового образа жизни и спортивного стиля жизни – одна из приоритетных направлений образования в районе. К услугам школьников предоставлены школьные стадионы и спортивные площадки, разнообразные спортивные кружки и секции, 4 детско-юношеские спортивные школы, в районе имеется современный физкультурно-оздоровительный комплекс для занятий различными видами спорта. Наиболее стабильными и популярными направлениями дополнительного образования являются физкультурно-спортивные секции. В них занимаются около 70 % детей, охваченных в учреждениях дополнительного образования.
В районе имеются 14 спортивных зала: из них 4-игровые, остальные- гимнастические. Также в распоряжении учреждений дополнительного образования имеются 7 футбольных полей и различные площадки для игровых видов спорта.
Воспитанники детско-юношеских спортивных школ района на различных турнирах и соревнованиях выступают достойно и неоднократно занимали призовые места на зональных и республиканских соревнованиях, на чемпионатах РД и РФ. Особенно эти успехи показывают юные спортсмены по таким видам спорта, как дзюдо, волейбол и каратэ.
Дополнительное образование – важнейшая часть образовательного пространства района. Оно социально востребовано и является одним из важнейших факторов развития способностей и интересов детей и молодежи.
В настоящее время кроме спортивных школ, в районе функционируют «Школа искусств» и «Музыкальная школа». Эти школы представляют целый ряд направлений. Основными среди них являются художественно-эстетические и научно-технические;
За последний период активное участие в мероприятиях и конкурсах проводимых, в районе и в республике принимает активное участие коллектив «Школы искусств».
В текущем учебном году за участие в республиканских конкурсах учащиеся и педагоги этой школы удостоены ряда призовых мест, поощрительных дипломов и грамот.
Качество общего образования есть результат взаимного дополнения школьного обучения и дополнительного образования детей, чего нет в работе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования района.
В современных условиях меняется роль педагога дополнительного образования, деятельность которого не ограничивается организацией кружковой работы. Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ.
Для совершенствования кадрового обеспечение системы дополнительного образования детей нужно повысить статус педагогов ДО и усилить роль стимулирования труда педагогов дополнительного образования.
Остается очень слабым оснащенность учреждений ДО специальным спортивным инвентарем и оборудованием, музыкальными инструментами и необходимым оборудованием и инвентарем.
Обеспечение безопасности образовательных учреждений является одним из важных направлений в работе управления образования и образовательных учреждений. На проведение противопожарных мероприятий было выделено более 1 млн. рублей из районного бюджета. Но не все выделенные средства освоены. Установлена пожарная сигнализация в Араблярской СОШ и в Хвереджском детском саде, закуплены 100 огнетушителей и проведены ряд мероприятий в соответствии с нормами пожарной безопасности.
Повышение уровня и качества деятельности современного учителя является приоритетной задачей образовательной политики в районе. План курсов повышения квалификации педагогов района строится на основе мониторинга дефицита компетентности педагогов, отслеживаются потребности педагогов в повышении квалификации по заявкам УО и индивидуальным заявкам педагогов на КПК. В соответствии с планом на базе ДИПКПК в Махачкале повысили свое педагогическое мастерство 35 учителей. На курсах повышения в Москве были 8 педагогов из руководства школ. 40 воспитателей детских садов повысили свою квалификацию в течении двух недель на базе Курахской СОШ №1на выездных курсах повышения квалификации.
В соответствии с планом работы ИМЦ педагогические работники района совершенствуют свое педагогическое мастерство на методических объединениях, методических секциях школ, выездных семинарах и совещаниях, научно-практических конференциях и различных конкурсах профессионального мастерства.
Необходимо отметить, что педагоги стали активнее привлекаться к участию в конкурсах различного уровня обучающихся, они находятся в постоянном поиске новых идей, которые способствуют не только развитию творческих способностей обучающихся, но и саморазвитию педагога.
С введением в действие нового закона вступили в силу новые подзаконные акты, требующие дальнейшей модернизации системы образования. Для образования района задачи остаются прежние.
Первоочередными остаются:
1. Повышение качества образования на всех уровнях.
2. Организация обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам в 1, 2,3 классах, подготовка их введения в 4 классах общеобразовательных классах.
3. Развивать кадровый потенциал образовательных учреждений, повышать квалификацию педагогов, внедрять современные технологии воспитания и обучения, в том числе дистанционные, эффективно использовать имеющиеся информационно-методические ресурсы, привлекать молодых специалистов.
4. Использовать эффективные формы работы по раннему выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей на основе использования ресурсов дополнительного образования, совершенствовать систему коррекционной работы.

Здравоохранение
Коллективом районной больницы проводится определенная работа по охране здоровья населения, организации медицинского обслуживания населения района. ЦРБ совместно с санитарной и ветеринарными службами района обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории района.
Медицинскую помощь населению оказывают 26 врачей и 121 средних медицинских работников.
ЦРБ с. Курах на 55 коек, поликлиника – 185 посещений в день, УБ с. Кабир – 5 коек, амбулатория на 15 посещений в день, УБ с. Моллакент - 10 коек, амбулатория на 15 посещений в день, врачебная амбулатория с. Гельхен 17 – ФП, 6 – ФАПов.
Из 26 врачей квалификационную категорию имеют - 7 врачей – 26,9%, нуждаются в повышении в 2014 г. – 4 врача – 19 %. Из 121 средних мед. работников квалификационную категорию имеют - 53 работника – 43,8%, нуждаются в повышении квалификации в 2014 г. – 23 - 19%.
За 2013 год в районе родилось - 273 детей – рождаемость – 17,8, общая смертность - 134 – 8,8%. Естественный прирост составил – 9,0, младенческая смертность - 4 случая – 14,6, перинатальная смертность - 6 случаев – 21,7.
При райбольнице функционируют кабинеты: стоматологический, УЗИ, физиотерапевтический, рентгенологический (флюорографический). Прием посетителей ведут врачи: педиатр, акушер-гинеколог, фтизиатр, стоматолог, терапевт, ЛОР врач, окулист.
Число населения обслуживаемого медицинскими учреждениями района составляет – 15299 человек в т.ч. трудоспособного возраста -9400 человек, подросткового возраста -874 человек, детского возраста – 3683 человек из них дети до одного года – 273 человек.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению района в рамках Республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2013-2017 гг.» районной больницей в 2013 году получены 2 (две) единицы санитарного транспорта.
Вместе с тем в работе медицинских учреждений района по охране здоровья населения имеются определенные недостатки, нет подготовительных специалистов: фтизиатра, уролога, эндокринолога, травматолога, трансфузиолога, дерматовенеролога, нарколога, необходима подготовка еще одного врача по УЗИ. Острой остается проблема оказания скорой медицинской помощи населению труднодоступных сел, несколько ослаблена выездная работа врачебных бригад в населенные пункты. Низка оснащенность участковых больниц, фельдшерских пунктов необходимым твердым и мягким инвентарем, медицинским оборудованием.
В медицинских учреждениях в зимнее время не соблюдается температурный режим.
Актуальными остаются вопросы охраны здоровья детей, обеспечение их необходимым питанием.
Главному врачу ЦРБ (Хидиров Р.Х.) необходимо принять меры по улучшению деятельности медицинских учреждений района по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению в рамках Территориальной программы государственных Гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Дагестан на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Культура
Большая роль в социальном развитии района, идеологическом воспитании населения принадлежит учреждениям культуры. Многое в этой работе зависит от подготовленности работников учреждений культуры, от оснащенности учреждений культуры. По сравнению с прошлыми годами несколько улучшается материально-техническая база учреждений культуры, приобретается мебель, музыкальный инвентарь, пополняется книжный фонд сельских библиотек. При РДК открыли Центр традиционной культуры народов России.
На высоком идейно-политическом уровне проходят традиционные праздники (Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, Яран сувар, День победы). В последние годы учреждения культуры активно участвуют в проведении таких мероприятий, как День Инвалида, день семьи и в других профессиональных праздниках.
Вместе с тем в работе учреждений культуры по изучению развития народого фольклора, приобщения к культуре молодежи, развития у детей творческих, музыкально-художественных способностей имеются серьезные недостатки. Работа большинства кружков при учреждениях культуры носит формальный характер, низок уровень совместной работы с учреждениями образования по организации свободного времени учащихся молодежи, вся работа в этом направлении заключается в проведении традиционных праздников, и их проводят не на высоком уровне.
Следует отметить, что сельскими администрациями не принимаются меры по улучшению материально-технической базы СДК, да и средств у сельских поселений на эти цели нет, полномочия есть не закрепленные финансами.
Управлению культуры, руководителям СДК, сельских библиотек с учетом того, что 2014 год в России объявлен Годом культуры и требований, предъявляемых руководством республики к органам местного самоуправления по коренной перестройке работы учреждений культуры нам всем необходимо принять продуманный план работы по подъему уровня культурно-массовой работы в районе. В поле зрения управления культуры должны быть задачи, связанные с активизацией работы Центра традиционной культуры народов России, также нельзя забывать, что в 2014 году отмечаем 85 летний юбилей района.

ФК и спорт
Определенное внимание в районе уделяется развитию физкультуры и спорта.
Администрация района продолжает работу по формированию здорового образа жизни населения, что стало в последние годы одним из важных направлений государственной политики.
Общая численность занимающихся спортом -1897 чел.
Объем финансирования развития физкультурой и спортом в 2013 году составил 1,5 млн. рублей, что на 50 % больше чем в 2012 году.
В распоряжении занимающихся спортом находятся 52 спортсооружения – это спортзалы, спортивные площадки, футбольные поля.
На сегодняшний день в районе функционирует 4 спортшколы, в которых занимается 979 учащихся по 9 видам спорта.
В текущем году в районе было проведено 25 спортивно-массовых мероприятий по 15 видам спорта. В спортивно-массовых мероприятиях принимали участие более 2500 чел.
Спортсмены нашего района неоднократно становились победителями и призерами районных и республиканских соревнований в различных видах спорта.
Работа по созданию условий для развития спота в районе продолжается.
Однако, следует отметить, что не все руководители спортивных школ, тренера добросовестно относятся к своим обязанностям. Ежегодно из районного бюджета расходуются большие финансовые средства на содержание спортивных школ, организаторская работа руководства этих школ слабая, многие до сих пор считают эти школы как место, где можно дополнительно подрабатывать, а не заниматься детьми. На работу устраиваются без соответствующего образования, спортивных достижений. Руководству управления образования района, заместителю главы администрации т. Хариеву М.Г. необходимо коренным образом изменить ситуацию в этом направлении.

УСЗН, КЦСОН
Приоритетной задачей остается повышение уровня работы учреждений социального обслуживания и защиты населения.
Управление социальной защиты населения района, комплексный центр социального обслуживания населения и социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляли социальное обслуживание и оказывали социальную помощь в 2013 году: - 869 получателям единого денежного вознаграждения; - 3685 несовершеннолетних получают детское пособие; - 30 детей находятся под опекой и попечительством.
Обслуживают и оказывают социальную помощь 609 престарелым гражданам и инвалидам, нуждающимся в социально-бытовой помощи в домашних условиях.
В летний период 45 детей из малообеспеченных семей отдыхали в детском оздоровительном лагере «Южный»
Предоставлялись льготы в предусмотренных законодательством объемах. В 2013 году 3868 чел. получили льготы на общую сумму 8176,5 тыс. рублей.
Особое внимание уделяется социальной поддержке ветеранов ВОВ. Традиционно ко Дню Победы участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших ветеранов была выдана единовременная материальная помощь руководством республики и района.
Не менее важным направлением в деятельности УСЗН является обеспечение коммунальными услугами работников образования, здравоохранения, культуры.
За 2013 год 1089 чел. из указанных категорий получили льготы на общую сумму 9136 тыс. рублей.
По линии отдела по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг 901 семье было начислено 5719 тыс. руб., выплачено 3311,9 тыс. руб. в т.ч. задолженность 2012 г. 1919 тыс. руб. Из-за недофинансирования осталось невыплаченной 3754 тыс. руб.


Работа ОПРФ
Общее количество получателей пенсии по району составляет -3411 чел. Средний размер пенсии за 2013 год по району составил 8818 рублей по сравнению с 2012 годом пенсия увеличилась на 19% или 1393 рубля.
За прошлый год выдали 148 сертификатов материнского капитала.
Собрано страховых взносов -62698 тыс. руб., что на 14 % выше прошлогоднего периода.

ЦСЗН
Одна из важнейших задач экономики -сохранение стабильной ситуации на рынке труда. В течение 2013 года ситуация менялась, уровень безработицы колебался. В конце года уровень безработицы снизился с 8% в 2012 году до 6,4 %, что 1,6 ниже прошлого года. На конец отчетного периода численность зарегистрированных безработных составила 420 человек, что на 89 человек ниже, чем в 2012 году. Этому способствовали инвестиционные и муниципальные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Численность обратившихся граждан в службу занятости за содействие в поиске подходящей работы составила 1376 человек, что на 59 человек меньше прошлого года.
В течение года трудоустроено 185 человек, 85% пришлось на негосударственный сектор.
Направлено на профессиональное обучение 119 безработных граждан, оказано содействие в трудоустройстве 280 несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период свободное от учебы время. Организованы и проведены общественные оплачиваемые работы для 400 безработных граждан.
В рамках проведения стажировки выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования оказано содействие в трудоустройстве 10 выпускникам. Создано одно дополнительное место для трудоустройства с компенсацией затрат работодателя.
Вопрос создания новых рабочих мест остается актуальным. Службе занятости района необходимо и в текущем году вести целенаправленную работу в этом направлении.

Опека и попечительство
За отчетный период активно работали работники органа опеки и попечительства и комиссия по делам несовершеннолетних по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы определения детей-сирот под опеку и попечительство, вопросы приостановления опекунства и попечительства, вопросы связанные с имущественными правами детей-сирот рассматриваются в строгом соответствии с действующим законодательством. Состояние ведения делопроизводства находится в удовлетворительном состоянии.
Работа органа опеки и районной комиссии по делам несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными службами района. Совершаются совместные проверки – обходы семей, где проживают дети-сироты, дети находящиеся на учете в комиссии ПДН, в ходе которых определяются направления по которым необходимо улучшить качество работы, родителям и опекунам-попечителям даются конкретные рекомендации.
Под опекой и попечительством находятся 30 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 2014 году состоит трое детей сирот.

Административная комиссия
Продолжалась работа административной комиссии в рамках своих полномочий.
Совместно с главами сельских поселений проводились обходы по выявлению административных правонарушений в области благоустройства и содержания территорий населенных пунктов района.
В результате деятельности административной комиссии в местный бюджет района в виде штрафов поступили- 10200 рублей, что на 13 % больше 2012 года.
За 2013 год в административную комиссию МО «Курахский район» поступило 28 протоколов об административных правонарушениях гражданами района.
По всем поступившим протоколам административной комиссией приняты решения и для исполнения эти решения направлены в отдел судебных приставов в отдел судебных приставов района для взыскания штрафа.
Административной комиссии необходимо усилить работу по проведению профилактики и контроля по установлению мест сбора, вывоза мусора, содержания домашних животных, мест захоронения павших животных (скотомогильников).
Необходимо проводить мероприятия по активному участию широких слоев населения в проведении регулярных работ по санитарной очистке территорий населенных пунктов и т.д.
Не исполняются требования ст. 29.13 КОАП РФ в части внесения административной комиссией представлений в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам о принятии мер по устранению причин и условий способствовавших совершению правонарушений.
Данные свидетельствующие о соблюдении Требований ст. 8 Закона Республики Дагестан «Об административных комиссиях в Республике Дагестан» по профилактике административных правонарушений, в административной комиссии не имеются.

Архивный отдел
Архивным отделом за 2013 год на постоянное хранение принято 601 дело. За прошлый год исполнено 127 запроса граждан и организаций, в основном подтверждения стажа и заработной платы.
Для более полнообъемного выполнения плановых значений показателей оценки эффективной деятельности архивного дела необходимо полностью завершить перенос архивного фонда во вновь оборудованное помещение.

СМИ
Средства массовой информации выполняют важную задачу по обнародованию, разъяснению решений руководства района по социально-экономическому развитию муниципального образования. Немаловажна роль органов СМИ в проведении профилактической работы по антиконституционным, религиозно-экстремистским вопросам. Для повышения уровня работы по информирования населения необходимо разработать мероприятия по улучшению материально-технической базы СМИ, повышению профессиональной подготовленности работников районной газеты «Горный родник» и телевидения «Гияр».
В 2013 году редакция газеты «Горный родник» и местное телевидение «Гияр» работали по планам согласованным с администрацией МО «Курахский район». Положительное воздействие на работу районной газеты и местного телевидения оказало обсуждение 12 февраля 2013 года на заседании администрации МО «Курахский район» от 14.02.2012 г. № 21 «О состоянии и мерах повышения уровня работы средств массовой информации МО «Курахский район». Ход выполнения данного постановления неоднократно были обсуждены на совещаниях коллективов райгазеты и местного телевидения.
При составлении ежемесячных планов работы на выпуск каждого номера газеты и подготовки телепередачи корреспонденты уделяют внимание на актуальность и повседневный интерес читателей и зрителей.
Они стали чаще бывать на местах, освещать проводимые в сельских поселениях мероприятия, встречаться с руководителями и специалистами учреждений и организаций по вопросам посвященным 200-летнего вхождения Дагестана в состав Российского государства, 90-летия со дня рождения Расула Гамзатова, 120-летию со дня рождения Тагира Хрюкского и вопросам социально-экономического развития района в 2013 году.
В районной газете и передачах местного телевидения освещены материалы о пребывании в районе с рабочим визитом республиканской делегации во главе с ВРИО Президента Республики Дагестан Абдулатиповым Р.Г. и о всех строящихся социальных объектах на территории района.
Большое внимание уделено вопросам реализации десяти приоритетных проектов Президента РД в МО «Курахский район».
В центре внимания газеты и местного телевидения в 2013 году были вопросы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. За 2013 год по этой тематике освещены 35 статей и передач. По самым злободневным проблемам проведены круглые столы с привлечением работников правоохранительных органов, имамов мечетей сельских поселений и работников администрации района.
Через газету и местное телевидение даны рекомендации и советы по улучшению воспитательной работы в учреждениях -образования и культуры, по предупреждению экстремистских настроений среди молодежи района.
Опубликованы и переданы материалы об организации работы по подъему сельского хозяйства в районе, о всех спортивных и культурных мероприятиях, проведенных в районе за отчетный период.
В 2014 году работники управления информации и печати должны работать с большим энтузиазмом и энергией с целью оказания содействия в решении социальных, хозяйственных и политических задач, стоящих перед МО «Курахский район».

ОМВД
Актуальной и приоритетной задачей остается обеспечение безопасности жителей района.
Анализ состояния преступности и соблюдения законности показывает, что криминальная ситуация в районе в 2013 году по сравнению с 2012 годом ухудшилась.
Произошел рост количества зарегистрированных преступлений на 357% (50 против 14)
Допущен рост количества тяжких и особо тяжких преступлений на 600% (против 1). Особо выделяется зверское убийство учительницы Курахской СОШ № 2, которое вызвало широкий резонанс не только в республике, но и за его пределами.
Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия на 200 % (2 против 0), с незаконным оборотом наркотиков на 100 % (1 против 0).
Выросло число выявленных преступлений в сфере экономики на 350 % (14 против 4), Также, выросли преступления, связанные с дорожно-транспортными происшествиями на 400% (4 против 0), в результате одного ДТП имеются человеческие жертвы.
Не удалось удержать прошлогодний уровень раскрываемости. За отчетный период уровень раскрываемости снизился на 5,3% и составляет 94,7%.
Не налажена работа по вовлечению населения в охрану общественного порядка, т.е. не во всех поселениях организована работа народных дружин.
В текущем году нам следует усилить координацию действий органов местного самоуправления, всей общественности с правоохранительными органами, сохранить спокойную и стабильную обстановку, поставить надежный заслон перед антиобщественными проявлениями.

О работе аппарата администрации
В 2013 году определенная работа проводилась по повышению уровня работы аппарата управления администрации района.
В целях оптимизации штатной численности работников внесены изменения в структуру администрации МО «Курахский район». В соответствии со статьи 17 Закона Республики Дагестан «О муниципальной службе в Республике Дагестан» было принято постановление главы МО «Курахский район» от 04.02.2013 г. № 03 «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы МО «Курахский район». И впервые на конкурсной основе приняты на работу ведущий специалист отдела экономики и имущественных отношений администрации района и ответственного секретаря районной комиссии по делам несовершеннолетних.
В целях улучшения процесса подбора и расстановки кадров на муниципальной службе района в соответствии с Положение «О порядке формирования кадрового резерва на муниципальной службе в МО «Курахский район» в сентябре 2013 года был объявлен конкурс на подбор кандидатур для включения в кадровый резерв района. По итогам этого конкурса постановлением главы администрации от 18.10.2013 г. № 90 утверждены списки кадрового резерва на главные, ведущие, старшие должности муниципальной службы района, на глав сельских поселений района.
Несколько повысился уровень совместной работы управлений, отделов администрации сельских поселений района и республиканских, федеральных структур в районе по реализации повседневных потребностей населения, по оказанию определенных услуг льготным категориям граждан, по соблюдению законности и правопорядка на территории района.
Серьезные недостатки имеются в совместной работе органов местного самоуправления и социальной службы района по обеспечению коммунальными услугами льготных категорий граждан, органов местного самоуправления и ЦРБ района по медицинскому обслуживанию населения.

По обращениям граждан
Одним из наиболее важных направлений в работе аппарата управления администрации МО «Курахский район» является работа с обращениями граждан. Данная работа ведется в соответствии с законом Республики Дагестан «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления»
Аппарат администрации, отделы, управления администрации, учреждения и организации района в основном обеспечивают выполнение установленных законодательством требований по качественному, своевременному рассмотрению обращений граждан.
Для повышения уровня работы с обращениями, особенно устными обращениями граждан, составлен график приема граждан главой МО «Курахский район», главой администрации МО «Курахский район». Заместителя главы администрации, руководителями управлений, отделов осуществляется ежедневный прием граждан.
В результате проводимой работы наблюдается ежегодное уменьшение поступающих в администрацию района письменных обращений граждан.
В 2013 году поступило 98 письменных обращений граждан, что составляет 94% от обращений граждан в 2012 году.
Анализ работы с обращениями граждан показывает, что наиболее наболевшими остаются вопросы: трудоустройства – 25%; выделения земельного участка -14%;улучщения жилищных условий -23%.
Все обращения граждан регистрируются в книге учета обращений граждан, по всем обращениям ведутся карточки контроля, для исполнения направляются ответственным работникам аппарата администрации, отделам и управлениям администрации района.
Исходя из имеющихся возможностей часть обращений по трудоустройству, по выделению земельного участка, по оказанию материальной помощи удовлетворяются.
Все граждане, нуждающиеся в трудоустройстве, нуждающиеся в улучшении жилищных условий согласно законодательству ставятся на учет.
По сравнению с 2012 годом резко увеличилось число обращений, поступающих от граждан района в адрес руководства республики, 25 против 6 в 2012 году.
В основном это связано с тем, что отдельные граждане, не согласные с ответами, данным им по результатам рассмотрения обращаются во - второй и третий разы. К примеру, по выдаче жилищного сертификата, по размеру жилищного сертификата. Данные вопросы не входят в компенсацию администрации района.
Основным недостатком в районе по рассмотрению обращений граждан является то что не все отделы, управления администрации района обеспечивают своевременное рассмотрение обращений граждан, своевременно не доводят информацию об итогах рассмотрения до автора обращения или соответствующего -учреждения- исполнителя.

Об итогах работы администрации сельских поселений в 2013 году
1. МО «сельсовет Усугский»:
в с. Усуг: - отремонтирован действующий водопровод – 200 м;
- ремонт, гравирование внутрисельской дороги -350 м;
- ремонт дороги в 20 км. к сенокосам
- установка 2 точек уличного освещения в с. Хвередж:
- новая водопроводная линия протяженностью в 2 км;
- ремонт 200 м. водопровода в верхней части села;
- ремонт основного источника воды в центре села;
- ремонт дороги в Агульский район (5 км)
- ремонт автодорог к сенокосным участкам в с. Укуз:
- отремонтирована дорога в 5 км (дважды)
- построена запасная дорога для транспорта в зимнее время
- по налогам – 137, 1 % (зем.)

По итогам встречи главы района с населением:
- ремонт водопроводной линии в с. Усуг - (+) /необходимо опреде-/
- ремонт автодороги в с. Укуз - (+) / лить расход денег/

2. МО «сельсовет Гельхенский»:
в с. Гельхен:
- гравирование дороги, улиц –
- построен мост на сенокосный участок –
- ремонт дорог на сенокосные участки –
- частичный ремонт водопроводных линий –
- частичный ремонт Дома культуры –
- восстанов. берегоукрепительной стены –
в с. Квардал:
- грейдерование автодороги Гельхен, Квардал –
- ремонт дорог на сенокосные участки - /определены/
- частичный ремонт водопроводной линии – /суммы, и /
- частичный ремонт помещений учрежд. культуры / объемы /
- восстанов. берегоукрепительной стены –

По итогам встречи главы района с населением:
- строит. дополнит. ветки водопроводной линии в с. Гельхен – (-)
- выдел. земел. участ. под строит. жилья на участке «Тиргъер»- ?
- ремонт водопроводной линии в с. Квардал – (+)
- по налогам – 121% (зем. =)

3. МО «сельсовет Моллакентский»:
в с. Моллакент, Арабляр:
- ремонт и площадка новых водопроводных линий в 250 м
- установка новых 8 точек уличного освещения
- ремонт внутрисельских дорог в 1100 м. /сумма?/
- гравировка дороги до федеральной трассы
- ремонт оросительных каналов в 3000 м

По итогам встречи главы района с населением:
- о нецелевом использовании земель СПК -?
- ремонт оросительных каналов – (+)
- ремонт электролиний, установка новых трансформаторов -(-)
- по налогам – 183,8% (зем >)

4. МО «село Кумук»
- проводка новых линий электропередач –
- ремонт оросительной сети –
- текущий ремонт зданий администрации, ясли-сада, пот. отд.., спортшколы, ФАП
- капитальный ремонт здания школы –
- продолж. строительства берегозащитных сооружений
- гравирование улиц – /указать объемы и суммы/
- ремонт асфальтового покрытия
- газификация новых улиц, домов-
- вывоз мусора
- по налогам – 138,8 % (зем.>)
По итогам встречи главы района с населением:
- выделение земел. участ. молодежи под строит. домов - (-) ?

5. МО «сельсовет Кочхюрский»
- текущий ремонт моста через р. Гюльгеричай –
- прокладка новой водопроводной линии высокого давления –
- ремонт автодороги Бугда-тепе, Ново-аул –
- установка двух более мощных электро. трансформаторов
( 60 на 100; 10 на 160 кВа)
- ремонт системы уличного освещения – /объемы и сумма/
- вывоз мусора –
- по налогам – 101,7 % (зем.<)

По итогам встречи главы района с населением:
- ремонт дороги от центра до с. Ново-аул – (+)
- выделение земельных участков под строительства жилья -?

6. МО «село Кабир»
- установка нового водозаборника («Башлыкент») –
- очистка стихийных мусоросвалок –
- ремонт системы освещения улиц, установка 6 новых свечников
- ремонт родника и поилки для скота в центре села –
- ремонт скотомогильника –
- гравировка улиц в 520 метров –
- ремонт водопроводной линии (замена труб) -170 м.
- установка канализации в участковой больнице – 100 м.
- ремонт дороги на участок «Кьелягъ» - /полные объемы /
- по налогам – 142% (зем >) / и суммы/

По итогам встречи главы района с населением:
- о продолжении газификации участков села «Пипик», «Хтун» -?
- об оказании финансовой помощи для строительства
водопроводной линии на участках «Силик» и «Фик» -?

7. МО «сельсовет Икринский»:
- капитальный ремонт сельского парка –
- прокладка новой линии водопровода – / объемы и суммы/
- сдана в эксплуатацию новая школа интернат –
- сдано в эксплуатацию новое здание ФАП –
- отремонтировано здание школы дзюдо –
- ремонт ЛЭП, тр-ных пунктов, установка нового КТП в с. Икра –
- работа по газификации верхней части села
- уличное освещение
- по налогам – 122,4% (зем=)

По итогам встречи главы района с населением:
- ремонт крыши сельского Дома культуры с. Икра –(-) /объемы и
(май - август) / суммы/
- ремонт линий электропередачи в с. Сараг, Ругун – (+)
- строительство водопроводной линии на участке «Новострой» -(-)

8. МО «сельсовет Кутульский»:
-капитальный ремонт оросительной канавы в 2,5 км.-
- ремонт и частичная замена труб водопроводной линии –
- замена крыши здания администрации /объемы и суммы/
- очистка общественных мест сёл от мусора –
- газификация села (…)
- благоустройства территории сельской администрации -
- по налогам -120% (зам>)

По итогам встречи главы района с населением:
- капитальный ремонт ФАП – (-)
- строител. защитной дамбы на участке «Цуруцум –К1ам» - (-)

9. МО «сельсовет Штульский»:
- ремонт автодороги н. Штул- Ашакент (бульдозером) -15 км.
- ремонт водопроводных во всех селах, в с. Штул – кап. ремонт –
- ремонт системы уличного освещения в селах –
- очистка мусорных ям – /объемы и /
- капитальный ремонт здания адм. и СДК – /суммы/
- ремонт оросительной канавы ниже автотрассы –
- ремонт помещения для ритуальных принадлежностей –
- по налогам -107% (зем >)

По итогам встречи главы района с населением:
- выделение земельных участков под строительство жилья-?
- капитальный ремонт здания Штульской ООШ –(-)

10. МО «сельсовет Шимихюрский»
- частичный ремонт действующих водопроводных линий во всех селах -
- ремонт уличного освещения во всех селах –
- строительство новой водопроводной линии в с. Урсун на 600 м. –
- ремонт внутрихозяйственных дорог трех сел -16 км.
- загравирование улиц –
- построено помещение для ритуальных принадлежностей в с. Урсун
- выкопаны ямы для сбора бытового мусора –
- начато строительство купочной ямы для скота в с. Шимихюр –
- по налогам -136,4% (зем<)

По итогам встречи главы района с населением:
- ремонт водопроводной линии на участке «Вегьре» с. Хпедж – (+)

11. МО «село Хпюк»
- ремонт внутрихозяйственной дороги на участ. «Гьанарик» - 7 км
- построена купочная яма для скота –
- ремонт водопроводной линии (Экезар), замена труб в 60 м.
- гравировка улиц
- по налогам – 126,4% (зем.>)

По итогам встречи главы района с населением:
- ремонт ЛЭП в верхней части села – (-)
- рациональное распределение зимних пастбищ -?

12. МО «сельсовет Ашарский»
- ремонт внутрисельских дорог в с. Кукваз и с. Ашар
- реконструкция годекана в с.Ашар (укладка камня)- 45000 т. руб.
- ремонт водопроводной линии в с. Кукваз
- прокладка водопроводной линии в с. Ашар (6 тыс. за траншею)
- ремонт уличного освещения…?
- (районный турнир по вольной борьбе … 10.11.2013 г.)
- по налогам – 83,5% (зем<)
По итогам встречи главы района с населением:
- строительство новой линии водопровода в с. Ашар – июль - (-)
- строительство берегозащитной стены у школы с. Ашар -?
- ремонт дороги к сенокосам в с. Кукваз –

13. МО «село Аладаш»
- ремонт, очистка поливного канала в 3 км.
- ремонт асфальтированной дороги – 6 км.
- ремонт электролинии в 800 м. (замена 8 столбов)
- районный турнир по футболу – (А. Алиева Г.СС)
- по налогам -118,8% (зем .>)

По итогам встречи главы района с населением:
- о выделении земельных участков под строительство ЛПХ – сентябрь – (-)
- капитальный ремонт автодороги до автотрассы Ростов-Баку – (+)

ЗАГС
В 2013 году все положительные экономические и социальные тенденции способствовали улучшению демографической ситуации района.
Хотя и незначительно, но начал повышаться уровень рождаемости. Так 2013 году родилось 273 против 249 в 2012 году или 109% к уровню прошлого года.
Количество умерших в 2013 году составило -134 чел., а 2013 году 126 чел. или 106% к уровню прошлого года.
Количество браков составило 2013г. 139 против 184 в 2012 году или 75%.
Количество разводов 2013 г. 33 против 39 в 2012 г. или 85 %.

Заключение
Подведя итог, считаю важным отметить, что основные задачи, поставленные на 2013 год, в том числе Поручением Президента РД выполнены.
Один из показателей эффективности работы Администрации - это достижение целевых индикаторов. Второй год Главам муниципальных образований городов и районов Указом Президента устанавливается перечень показателей и заданий с их контрольными значениями, которые должны быть достигнуты по итогам года. Поручение Президента на 2013 г. содержало 27 таких показателей, охватывающих основные стороны жизнедеятельности района от уровня рождаемости и смертности, выполнения функций по содержанию жилищно – коммунальной сферы, до обеспечения высоких динамичных темпов роста по налоговым поступлениям в бюджет.
Выполнены практически все показатели, кроме тех, влияние которых оказало уменьшение бюджетных ассигнований в начале года.
Более того, показатели по увеличению налоговых доходов, объемы промышленного производства, продукции сельского хозяйства исполнены с превышением плановых цифр.
В наступившем 2014 г. мы не меняем стратегические цели развития района и нашими главными задачами остаются следующие:
- обеспечение социальных гарантий для жителей района;
- сохранение и увеличение количества рабочих мест, и обеспечение стабильности на рынке труда;
- поддержка всех секторов экономики и в частности малого предпринимательства;
- реализация всех социальных программ;
- консолидация усилий всего районного сообщества, направленных на развитие нашего района. Мы активно поддерживаем, и будем поддерживать политику Главы и Правительства РД, сделаем все возможное для сохранения стабильности развития нашего района на благо всех его жителей.
Хотелось бы поблагодарить депутатов районного Собрания за плодотворную и слаженную совместную работу.