Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления МО «Курахский район» по решению вопросов местного значения и социально-экономического развития муниципального образования

1. Экономическое развитие
П.1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения.
Число малых предприятий в 2013 году составило 50 ед. против 53 в 2012 году: количество индивидуальных предпринимателей в 2013 году составило 220 ед. против 343 в 2012 году
Снижение количества индивидуальных предпринимателей связано с увеличением тарифов страховых взносов в пенсионный фонд.
При среднегодовой численности постоянного населения в 2013 году 15,2 тыс. человек, число субъектов малого предпринимательства составляет 165,6 ед. на 10 тыс. человек населения, а в 2012 году при среднегодовой численности постоянного населения 15.3тыс. человек -216,6 единиц на 10 тыс. человек населения.
Для развития предпринимательства в районе созданы все необходимые условия, также имеются свободные инвестиционные площадки. Со стороны администрации МО оказывается посильная помощь в развитии малого и среднего предпринимательства.
Большим стимулом развития предпринимательства послужила программа развития предпринимательства администрации МО «Курахский район».
Проводилась активная работа по привлечению государственной поддержки на реализацию предпринимательских проектов. В истекшем году общий объем выданных в форме микрозаймов составил 8300 тыс. рублей. Кроме того 29 предпринимателей получили безвозмездные субсидии в виде грантов в сумме 5700 тыс. рублей компенсировав таким образом затраты предпринимателей.

П.2 Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.
Численность лиц занятых в малом предпринимательстве составляет 337 чел, что составляет 11,7% от всех лиц, занятых в экономике.

П.3. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя.
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя на индивидуальное жилищное строительство в 2013 году составил 1896,6 рублей.
На плановый период 2014-2016 г.г. планируется увеличить до 2500 рублей, 2800 рублей, 3200 рублей соответственно.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 186,4 млн. рублей, а по сравнению с 2012 годом 113%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет республиканских бюджетных средств в 2013 году составил 142,4 млн. рублей, в том числе:
- инвестиции в дорожное хозяйство в 2013 г. составил 67335 тыс. рублей.
- на мероприятия по газификации - 28829 тыс. рублей
- на объекты социально-экономического развития -27031 тыс. руб.
П.4. Доля площади земельных участков, являющихся объектами налого-обложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района.
Общая площадь территории Курахского района, подлежащая налогообложению составляет 57957 га.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории составляет 54,3 %.
В 2014, 2015, 2016 годах показатель составит соответственно: 55,1%, 55,9 %, 56,5 %.
Изменение показателя будет обеспечено за счет продажи земельных участков на аукционах, предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам под объекты недвижимости, приобретена в собственность КФХ и другими сельхозпроизводителями, или бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам льготных категорий.

П.5. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общей их числе.
Базовым направлением экономики района является сельское хозяйство. Отрасль обеспечивает потребности населения района в основных видах сельскохозяйственной продукции.
В 2013 году рост обеспечен по всем основным показателям, как в растениеводстве, так и в животноводстве.
Всеми категориями хозяйств произведено продукции на 1103841 млн.руб, темп роста составил 148% .
Посевная площадь в 2013 составила 1,931 тыс. га (в2012 г.- 1,968 га). Объем производства овощных культур и картофеля составил 15060 тонн (рост 154 % к уровню 2012 года)
Численность поголовья крупнорогатого скота составляет 14,138 голов, в том числе коров 6266 голов.
Численность МРС составляет 53254 гол.
Животноводами района произведено: мяса 2376,2 тн. (рост 112%); молока 7130 (рост 104,1%); шерсти 63,1 тн. (рост 106,8%)
достижению показателей производства основных видов сельхозпродукции способствовала оказанная государственная поддержка.
Совокупный объем господдержки в 2013 году составил 358 тыс. руб.
- субсидирование процентных ставок по кредитам -1890 тыс. рублей
- развитие овцеводства – 639,9 тыс. руб.
- обеспечение закладки многолетних насаждений – 566,6 тыс. руб.
- оказание несвязанной поддержки в области растениеводства -484,5 тыс. руб.
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в районе 2013 году составила 93%, что выше уровня 2012 года на 60%. Сумма прибыли по рентабельным хозяйствам составила 1925 тыс.рублей.

П.6. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Протяженность дорог местного значения в районе составляет 104 км., в том числе с твердым покрытием 4,7 км., 99,3 км. грунтовые.
В 2013 году произведены строительные работы по подготовке дорожного основания на сумму 58 млн. рублей.
Для текущего ремонта и обслуживания дорог республиканского значения на территории Курахского района в 2013 году выполнены работы на сумму 6254 тыс. рублей.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году составила 15,5%.
Плановые:
2014 г.- 10,5%
2015 г. - 5,5%
2016 г. - 0%

П.7 Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и железнодорожного сообщения административным центром муниципального района в общей численности населения муниципального района.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения, на территории района составляет:
в 2010 г.- 4,8 %
в 2011 г. - 4,8%
в 2012 г. - 4,8%
в 2013 г. - 2,6%
Плановые
в 2014 г.- 2,6%
в 2015 г. - 1,0%
в 2016 г. – 0

П.8. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального района.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций Курахского района в 2013 году составила 9818,4 руб. На плановый период 2014-2016 г.г. будет динамично повышаться: в 2014 г. -10300 рублей, в 2015 г. -10800 руб., в 2016 г. -11300 руб.
- муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных образовательных учреждений района в 2013 году составила- 5079,2 руб.
На плановый период 2014,2015, 2016 г.г. размер заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет динамично повышаться в 2014 г. – 5600, в 2015 г.- 5600, в 2016 -5900 рублей.
- муниципальных общеобразовательных учреждений.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений района в 2013 году составила – 8789,2 руб.
На плановый период 2014, 2015, 2016 г. будет повышаться: в 2014-9175, в 2015 г.-9630 руб., в 2016 г. -10100 руб.
- учителей муниципальных общеобразовательных учреждений.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей в 2013 г. составила 14600 руб.
На плановый период 2014-2016 г.г. ожидается увеличение в 2016 до 16900 руб.
- работников муниципальных учреждений культуры и искусства.
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников культуры в 2013 г. составила 5995 руб.
К 2016 году планируется повысить до 6900 руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта в 2013 г. составила 8607,9 руб.
К 2016 году планируется повысить до 10300 руб.

II. Дошкольное образование

П.9. Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в 2013 г. составила 31,2%.
На плановый период 2014-2016 г.г. ожидается повышение доли детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждений в общей численности детей в возрасте 1-6 лет соответственно до: 33%, 34%, 35%

П.10. Доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет в 2013 г. 7,2%.

Данный показатель планируется уменьшить до 6,5% в 2014 -2016 г. г. за счет расширения мест в дошкольных образовательных учреждениях.

П.11 Доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания, которых находятся в аварийном состоянии, требует капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2013 году составила 69,2%.
В 2014-2016 г.г. планируется выполнение ремонта образовательных учреждений и снижение данного показателя до нуля.

III. Общее и дополнительное образование
П.12. Доля выпускников муниципальных образовательных учреждений сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по данным предметам в 2013 году составила 98%, что 2 % меньше 2012 года.
Причиной снижения доли лиц, сдавших единый государственный экзамен, является получение неудовлетворительных оценок по математике и русскому языку.
В 2014, 2015, 2016 г.г. планируется довести данный показатель до 100% улучшив подготовку выпускников к ЕГЭ.

П.13. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании, общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2013 году 0.
В 2014, 2015, 2016 г.г. планируется не допустить случаев неполучения аттестатов о среднем образовании выпускниками, улучшив их подготовку к ЕГЭ, что приведет к получению аттестатов всеми выпускниками.

П.15. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2013 г. составляет 68,97%.
В течение 2014. 2015, 2016 г.г. планируется доведение данного показателя соответственно до: 28,6 %, 20,5%, 14,5%.

П.16. Доля детей первой и второй группы здоровья в общей численности обучающихся в МОУ района в 2013 году составила 64.5%. К 2016 году планируется довести данный показатель до 63% за счет активного оздоровления детей в санаториях, на пришкольных оздоровительных площадках.

П.17. Доля обучающихся в МОУ занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2013 году составила 13,1%. в 2014-2016 гг. составит 10%.

П.18. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Ежегодно отмечается рост расходов бюджета муниципального бюджета на общее образование.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование за 2013 год составил 238786,4 тыс. рублей (темп роста по сравнению с 2012 годом составил 145,9%).
В расчете на одного обучающегося данный показатель составил 106.2 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования на 2014 год и плановый период 2014, 2015 г., 2016 г.г. составят соответственно 253310 тыс. руб., 278641 тыс. руб., 306505 тыс. руб.
Таким образом, расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждений в плановом периоде 2014,2015,2016 г. составят соответственно: 133,3 тыс. руб. 145, 8 тыс. руб, 150 тыс. рублей.
Увеличение расходов на плановый период запланировано в связи с повышением оплаты труда по отрасли «Образование», которое предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 от 01.06.2012 г.
таким образом, расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в плановом периоде 2014, 2015, 2016 г.г. составит соответственно: 133,3 тыс. руб., 145.8 тыс. руб., 150, 6 тыс. рублей.

П.19. Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственника, в общей численности детей данной возрастной группы в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,1 % и составила 40,7%.
В плановом периоде 2014, 2015, 2016 г.г. показатель составил соответственно: 42,4% , 43.6%, 44,5%.

IV. Культура
На 01.01.2014 г. культурный потенциал района включает в себя 38 учреждения культуры, из них:
18 общедоступных библиотек
20 учреждений культурно- досугового типа

П.20 Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:
- клубами и учреждениями клубного типа в 2013 году и планируемый период 2014-2016 гг. составил 74,8%;
- библиотеками в 2013 году и последующие планируемые годы составят 78%.
Парки культуры и отдыха на территории района отсутствуют.

П.21. Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры в 2013 году составила 55%.
За плановый период 2014-2016 гг. планируется снизить долю имущественных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта с 55% до 44,7%. Снижение данного показателя будет связанно с проведением ремонта учреждений культуры.

V. Физическая культура и спорт.
П.22. Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в 2013 году составила 13,8%, в 2012 году 7,6%.
В 2014,2015,2016 гг. население, систематически занимающееся физической культурой и спортом, составит соответственно 14%, 14.5%, 15%.
Повышению данного показателя будет способствовать привлечению население к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни у населения, проведения большого количества районных спортивных мероприятий.

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
П.23. Общая площадь жилищных помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя,- всего
- в том числе введенная в действие за один год.
Доступность жилья на территории муниципального образования определена не только участием граждан в программах по представлению субсидий на строительство жилья, но и желанием самих граждан строить собственное жилье своими силами, в связи, с чем идет рост жилищного строительства.
Вследствие этого, общая площадь жилищных помещений приходящаяся на одного жителя, в 2012 году оставила
- 16,66 кв.м., в 2011-17,4 кв.м., в 2012г.-17,7 кв.м., в 2013г-18,1 кв.м., в том числе введенная за год соответственно 028, 030, 030.
При стабильной положительной динамике ввода в эксплуатацию жилья на протяжении 2014, 2015, 2016 годов общая площадь жилищных помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя района, будет составлять соответственно: 18,5 кв.м., 18,7 кв.м., 18,9 кв.м. на одного жителя.
П.24.Площадь земельных участков предоставленных для строительства в расчете на 10 тыс. человек населения в 2013 году составила 2,4 га.
В 2014 году планируется предоставить 2,5 га, в 2015 году-2,6 га, в 2016 году- 2,8 га.

П. 26. Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
На протяжении 2010-2013 годов этот показатель остается равен нулю, что свидетельствует о соблюдении требований жилищного законодательства на территории муниципального образования.

VII. Жилищно- коммунальные хозяйства
П.27.
П.28.
П.29.
П.30.

VIII. Организация муниципального управления.
Создание благоприятных условий проживания населения на территории муниципального района – основная задача органов местного самоуправления.
Мы ежегодно повышаем планку доходов и одновременно ищем резервные источники пополнения бюджета.

П.31. Для налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объема собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенции) составляет:
в 2010 году – 9%
в 2011 году – 8%
в 2012 году – 9%
в 2013 году – 11,6%
в 2014 году (прогноз) – 12,0%
в 2015 году (прогноз) – 12,5%
в 2016 году (прогноз) – 13,0%
Основной стратегической целью бюджетной политике района на 2014 год и плановые 2015- 2016 годы остается повышению качественного уровня жизни жителей района за счет обеспеченности бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и их дальнейшего развития социальной стабильности, повышения эффективности бюджетных расходов и исполнение расходных обязательств.

П.32. Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности (на конец года по полной учетной стоимости).
Организаций муниципальной формы собственности находящихся на стадии банкротства по району с 2010 года отсутствуют, поэтому значения по данному показателю являются нулевыми.

П.33. Объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет бюджета района, на территории района не имеется.
П.34. Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда по району с 2010 года отсутствует, поэтому значения по данному показателю являются нулевыми.

П.35. Расходы бюджета муниципального образования по содержанию работников органов местного самоуправления в расчете на 1 жителя муниципального образования.
Расходы на содержание органов местного самоуправления за 2013 год составили 39003 тыс. рублей, в расчете на одного жителя района, указанные расходы составили 2566 рублей.
Прогноз расходов на содержание органов местного самоуправления в 2015 году составит 2566 рублей, в 2015 году – 2700 рублей, в 2016 году – 2850 рублей.
П.36. Наличие в муниципальном районе утвержденного плана муниципального района.
С 2010 года в муниципальном районе имеется утвержденная схема территориального планирования муниципального района. В текущем году изыскиваются средства для территориального планирования сельских поселений.
П.38. Среднегодовая численность постоянного населения в 2013 году составила 15.2 тыс. человек.
Планируемая среднегодовая численность постоянного населения составит:
в 2014году - 15,3 ты. чел.
в 2015 году - 15,4 тыс. чел.
в 2016 году - 15,5 тыс. чел.
IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
П.39. Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:
- электрическая энергия.
В связи с применением энергосберегающих мероприятий с каждым годом происходит уменьшение потребления электрической энергии.
Показатель 2013 года на одного проживающего составил 120 кВт/ч на одного проживающего.
Показатель на плановый период 2014-2016 гг. планируется снизить до 105 кВт/ч на одного проживающего на счет проведения мероприятий по энергосбережению.
Тепловая энергия и горячее водоснабжение на территории района не осуществляются.
П.40. Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями.
На территории района проводятся мероприятия по переводу отопления с энергетического на газовое .
Показатель электрической энергии 2013 года составил 115 кВт/ч на 1 человека населения.
В перспективе на 2014-2016 годы планируется уменьшение и доведение показателя до 95 кВт/ч на 1 человека населения.
- тепловая энергия и горячее водоснабжение на территории района не осуществляется.
- холодная вода.
Показатель 2010 года составлял 0.84 куб. метров на 1 человека населения.
Показатель 2011 года составил 0.88 куб. метров на 1 человека населения.
С 2013 года и до конца 2016 года показатель остается 0.90 куб. метров на 1 человека населения.
- природный газ.
Показатель 2013 года 18.0 куб. метров на 1 человека населения.
В перспективе на 2014-2016 гг. планируется значение данного показателя на уровне 18.5 куб. метров на 1 человека населения.

Заключение
Подводя результаты работы за год, нам необходимо оценить, что удалось, а что не удалось нам в 2013 году, осмыслить причины и сконцентрировать свое мнение на перспективах: где и в чем ли недорабатываем, где надо проявить большую активность и упорство, на чем надо акцентировать усилия, чтобы добиться значительного роста качества жизни для наших людей.
Основными направлениями деятельности на 2014-2016 гг. мы считаем следующие:
- привлечение дополнительных доходов в бюджет по налоговым и неналоговым платежам во все уровни бюджета;
- оптимизация бюджетных расходов;
- привлечение инвестиций в экономику района;
- реализация ППП на территории района;
- эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами.