Статья 125 ГК РФ. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (действующая редакция)



1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Комментарий к ст. 125 ГК РФ

1. Согласно положениям п. п. 1, 2 комментируемой статьи в качестве общего правила закреплено положение, в соответствии с которым от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках установленной компетенции могут органы государственной власти и муниципальные органы.

Таким образом, в Российской Федерации реализована так называемая плюралистическая модель участия государства и иных публично-правовых образований в имущественных правоотношениях. А система органов, которые наделены компетенцией участия в имущественном обороте, закрепляется в нормах публичного права, что является одним из проявлений публично-правовых начал в регулировании этих отношений.

Основным недостатком данной модели в Российской Федерации является тот факт, что система органов государственной власти, их компетенция находятся в постоянной законодательной динамике вследствие отсутствия устойчивой структуры органов государственной власти, что делает достаточно сложной задачу закрепления ее в оптимальном виде. Так, например, в Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 с момента его вступления в силу изменения и дополнения вносились уже более 5 раз, а в Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 изменения и дополнения вносились более 20 раз.

В отношении органов местного самоуправления и их компетенции, в том числе в гражданско-правовых отношениях, ситуация складывается еще более плачевная. Так, с момента принятия ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в него были внесены изменения и дополнения более 80 раз.

2. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность от имени публично-правовых образований выступать государственным органам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам. Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами:

- указы Президента РФ;

- акты Правительства РФ;

- акты субъектов РФ;

- акты муниципальных образований.

Данный перечень актов свидетельствует об определенной степени произвольности решений законодателя в вопросе наделения обозначенными представительскими полномочиями.

3. Применимое законодательство:

- ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724;

- Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314;

- Приказ Минэкономразвития РФ от 22.06.2009 N 229;

- письмо Минфина РФ от 09.08.2006 N 08-04-14/4048;

- письмо Казначейства России от 27.07.2006 N 42-7.1-15/9.2-311.

4. Судебная практика:

- Определение ВС РФ от 03.07.2013 N 11-АПГ13-7;

- Определение ВС РФ от 20.04.2012 N 34-КГ12-1;

- решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2014 по делу N А60-716/2014;

- решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2014 по делу N А60-42624/2013.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)