Статья 125 КАС РФ. Форма и содержание административного искового заявления (действующая редакция)



1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 125 КАС РФ

1. Предъявление административного иска складывается из следующих процессуальных действий:

1) составление в определенной форме и с определенным содержанием административного искового заявления (комментируемая статья);

2) подача административного искового заявления с приложенными в соответствии со ст. 126 КАС документами в суд;

3) вынесение судом соответствующего определения (ст. 127 КАС).

Административное исковое заявление как документ следует отличать от административного иска как процессуальной конструкции:

а) административное исковое заявление может содержать несколько административных исков (в тех случаях, когда административным истцом сформулировано более одного материально-правового требования или же когда одно материально-правовое требование базируется на разных основаниях);

б) если административный иск - категория динамичная (с течением процесса его элементы могут изменяться), то административное исковое заявление - как правило, категория статичная. Для изменения предмета административного иска или его основания не нужно подавать новое административное исковое заявление; при процессуальном правопреемстве также не происходит подачи нового административного искового заявления.

Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает требование к форме административного искового заявления - этот документ подается в суд в письменной форме. В то же время с момента вступления в силу ч. 8 комментируемой статьи (с 15 сентября 2016 г.) станет возможной также подача административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет.

Обратим внимание на специальное требование об указании даты внесения подписи административным истцом (его представителем). Необходимость установления подобной обязанности актуальна прежде всего для случаев, когда административными истцами выступают публичные субъекты (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица). Понятно, что может существовать некоторый временной разрыв между подписанием административного искового заявления и его подачей в суд. Для разрешения вопроса о том, компетентное ли лицо обратилось за судебной защитой, суд должен будет установить, занимало ли соответствующую должность на момент подписания административного искового заявления подписавшее его лицо.

При подписании административного искового заявления договорным представителем следует иметь в виду, что данное процессуальное действие относится к специальным полномочиям (см. п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС).

КАС не содержит требований о скреплении административного искового заявления печатью, следовательно, данный реквизит является факультативным по отношению к содержанию административного искового заявления.

КАС не регламентирует способ отправки административного искового заявления. Для того чтобы у административного истца осталось доказательство почтового отправления, административное исковое заявление следует отправлять ценным письмом с описью вложения. При поступлении административного искового заявления в суд работник отдела делопроизводства вскрывает пакеты, проверяет соответствие присланных судебных дел и других материалов описи, а затем ставит на первой странице обложки дела (письма и т.п.) штамп, где проставляется дата поступления материала в суд, регистрационный номер документа по журналу учета входящей корреспонденции (п. 2.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде).

При вручении административного искового заявления через приемную суда административному истцу следует изготовить копию административного искового заявления, на которой работник приемной, принявший документ, обязан по требованию административного истца поставить дату принятия и указать свою фамилию, после чего копия административного искового заявления должна быть возвращена административному истцу (п. 2.10 названной Инструкции).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание искового заявления. В административном исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление.

Конкретный суд, которому адресуется административное исковое заявление, определяется с учетом правил территориальной и родовой подсудности, установленных в ст. ст. 18 - 26 КАС;

2) информация об административном истце и его представителе:

а) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации.

Наименование и место нахождения публичных органов (должностных лиц) должны соответствовать нормативному или иному акту, на основании которого соответствующий орган (должностное лицо) осуществляет свои полномочия. В случае если место нахождения публичного органа (должностного лица) нормативно не определено, следует указывать его фактическое место нахождения.

Наименование организации указывается в строгом соответствии с наименованием, содержащимся в учредительных документах. Допустимо использование как полного, так и сокращенного фирменного наименования. В соответствии с п. 5 ст. 54 ГК наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц. Учитывая, что представительства и филиалы юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК), в содержании административного искового заявления в качестве административного истца надлежит указывать само юридическое лицо.

Сведения о государственной регистрации организации должны содержать информацию об органе, который принял решение о регистрации, дату и номер такого решения, основной государственный регистрационный номер (если имеется);

б) фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС предусмотрено обязательное участие представителя.

Административные истцы, являющиеся гражданами, указывают полностью фамилию, имя, отчество в соответствии с паспортными данными.

Альтернативно указывается место жительства гражданина либо место его пребывания.

В практике применения судов общей юрисдикции под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Учитывая также положения ст. 3 Закона о праве граждан на свободу передвижения, ВС РФ исходит из того, что факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Гражданин, являющийся административным истцом, обязан также указать сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС предусмотрено обязательное участие представителя (см. комментарий к ч. 5 ст. 45 КАС). В состав таких сведений должна входить информация о высшем учебном заведении, в котором обучался гражданин, а также о полученной специальности (сам документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, в обязательном порядке должен быть приложен к административному исковому заявлению - см. п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС).

К числу недочетов п. 2 ч. 2 комментируемой статьи можно отнести отсутствие требования указывать сведения о государственной регистрации для случаев, когда административным истцом является гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем.

Указание в КАС на "наименование" представителя можно объяснить дефектом юридической техники, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Иначе говоря, представителями могут быть только физические лица, а потому в тексте административного искового заявления не может быть указано "наименование" представителя (только его фамилия, имя и отчество).

Применительно к представителю может быть указан любой почтовый адрес, в том числе и не совпадающий с его местом жительства.

Сведения о высшем юридическом образовании представителя указываются аналогично тому, как это требуется применительно к истцу-гражданину. Сам документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, в обязательном порядке должен быть приложен к административному исковому заявлению (см. п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС);

г) номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

На наш взгляд, императивное правило об обязательности указания в тексте искового заявления номеров телефонов, факсов, адресов электронной почты административного истца, а также его представителя ограничивает конституционное право на судебную защиту. Дело в том, что само по себе право на судебную защиту не может быть поставлено в зависимость от наличия у ищущего такой защиты какого-либо имущества или от каких-либо обязательственных отношений с третьими лицами ("номера телефонов, факсов, адреса электронной почты" могут появиться только лишь при вступлении истца в соответствующие обязательственные отношения с субъектами, предоставляющими необходимые услуги).

При предъявлении иска административными соистцами (ст. 41 КАС) сведения, указанные в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи, указываются применительно к каждому из них;

3) информация об административном ответчике и его представителе:

а) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны).

Данная информация указывается аналогично положениям, изложенным выше применительно к административному истцу. Обратим внимание, что сведения о государственной регистрации организации и индивидуального предпринимателя указываются факультативно;

б) фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны).

Данная информация указывается аналогично положениям, изложенным выше применительно к административному истцу. Обратим внимание, что норма п. 3 ч. 2 комментируемой статьи сформулирована не очень удачно, поскольку из ее содержания невозможно установить, относится фраза "если известны" только к дате и месту рождения гражданина или же охватывает также его место жительства (место пребывания). Полагаем, что в качестве факультативной информации следует рассматривать лишь сведения о дате и месте рождения административного ответчика. Его место жительства (место пребывания) является юридически значимой информацией, поскольку может влиять на подсудность административного дела. Поэтому эти сведения подлежат отражению в тексте административного искового заявления в обязательном порядке;

в) номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика указываются только в том случае, если о них известно административному истцу.

По непонятной причине законодатель не упоминает о возможности указания в административном исковом заявлении иных лиц, участвующих в деле. Полагаем, это следствие редакционной неточности, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС прямо устанавливает, что к административному исковому заявлению истец обязан приложить уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Очевидно, что на данной стадии другие лица, участвующие в деле, могут появиться только в результате их указания в административном исковом заявлении.

Поэтому считаем, что вполне допустимо в "шапке" административного искового заявления после наименования административного истца указывать наименование заинтересованных лиц на стороне истца, а после наименования административного ответчика - наименование заинтересованных лиц на стороне ответчика.

Наименование заинтересованных лиц, их место нахождения или место жительства указываются аналогично положениям, изложенным выше применительно к административному истцу;

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.

Вменение административному истцу указанной обязанности вызвано рядом причин. Во-первых, необходимостью отграничения требований, подведомственных судам общей юрисдикции, от требований, рассматриваемых иными юрисдикционными органами (арбитражными, уставными судами, КС РФ и т.д.). Во-вторых, с учетом того, что уголовное, административное и гражданское судопроизводства в судах общей юрисдикции регулируются разными федеральными законами (УПК, КАС и ГПК), уже на стадии возбуждения крайне важно определить правовую природу спора - носит он частный характер или же является публичным. В-третьих, необходимо также исключить требования явно неправового характера, а также требования, предъявленные в интересах других лиц, в случаях, когда заявители по закону на это право не имеют.

Указание на нарушение либо на причины, которые могут повлечь за собой нарушение прав, свобод или законных интересов административного истца, является по сути правовым основанием административного иска, поскольку здесь от административного истца требуется дать определенную правовую квалификацию спорных правоотношений (сослаться на законы либо иные нормативные правовые акты). Данная квалификация должна быть формально-логически связана с обстоятельствами, на которых административный истец основывает свои требования, и собственно с самими материально-правовыми требованиями;

5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

"Содержание требований к административному ответчику" - это предмет административного иска (см. комментарий к ч. 1 ст. 46 и ст. 124 КАС).

Под "основаниями и доводами, посредством которых административный истец обосновывает свои требования" следует понимать основание административного иска. Основанием административного иска являются обстоятельства, на которые административный истец ссылается, обосновывая свои материальные требования.

Обстоятельства, на которых основаны административные исковые требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение публичной материально-правовой обязанности административного ответчика, либо юридические факты, которые являются основанием для выводов относительно содержания и действительности определенных нормативных положений. Факты должны излагаться в соответствии с общепринятой юридической терминологией и по возможности лаконично. Обычно за изложением конкретного юридического факта сразу следует ссылка на определенное доказательство, которое этот факт подтверждает;

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом.

Это требование сводится к тому, что в тексте искового заявления административный истец должен сделать ссылку на конкретные действия, которые доказывают соблюдение им этого порядка. О конкретных доказательствах соблюдения истцом досудебного порядка см. комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС.

О досудебном порядке урегулирования споров см. комментарий к ч. 3 ст. 4 КАС;

7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась.

В отличие от досудебного порядка урегулирования спора подача жалобы в порядке подчиненности не является условием для доступа к судебной защите. В то же время если такая жалоба подавалась, то игнорировать ее содержание и ответ вышестоящего органа неразумно - скорее всего, основные доводы спорящих сторон в них уже изложены, а потому суд более экономно и эффективно может провести судебные процедуры;

8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (см., например, ч. 3 ст. 42, ч. 2 ст. 209 КАС);

9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

О документах, прилагаемых к административному исковому заявлению, см. комментарий к ст. 126 КАС.

Перечень прилагаемых документов излагается в конце искового заявления. Перечисляя приложенные к исковому заявлению документы, целесообразно указывать количество страниц (листов) документа, а также представлен документ в подлиннике или в копии.

3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

Об обращении в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением см. ст. 42 КАС.

По сути, требование ч. 3 комментируемой статьи является конкретизацией правила, требующего от административного истца указывать сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (см. п. 4 ч. 2 данной статьи).

4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Как указывалось ранее, ссылки на конкретные доказательства принято делать в связке с изложением определенного юридического факта.

Перечень доказательств, на которые ссылается административный истец в тексте административного искового заявления и которые к нему прилагаются, не является окончательным - при рассмотрении дела в суде первой инстанции (а в некоторых случаях и в суде апелляционной инстанции - см. ч. 2 ст. 308 КАС) у истца будет возможность ходатайствовать о приобщении либо об истребовании новых доказательств.

5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

Ходатайства (равно как и материально-правовое требование) излагаются в просительной части административного искового заявления.

К числу наиболее типичных из таких обращений можно отнести:

- ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

- ходатайство об истребовании доказательств;

- ходатайство о вызове свидетеля.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности административного искового заявления применительно к случаям, когда оно подается прокурором, а также государственными органами, должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, обращающимися в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц либо публичных интересов.

Применительно к такому исковому заявлению отсутствует требование об указании на соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, а также о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.

Кроме того, учитывая содержание ч. 1 ст. 39 КАС, при обращении прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

ВС РФ указал, что в случаях, когда прокурор обращается с иском в интересах Российской Федерации, указания на конкретный государственный орган не требуется.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает порядок направления другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Впервые в процессуальном законодательстве такой порядок дифференцируется в зависимости от субъекта, ищущего судебной защиты:

а) административные истцы, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, вправе направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов (например, с нарочным).

Если они не реализовали это право, то направление копий производится судом в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 127 КАС;

б) административные истцы, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, обязаны направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Несоблюдение такими административными истцами порядка направления копий является безусловным основанием для оставления административного искового заявления без движения (см. ч. 1 ст. 130 КАС).

О документах, прилагаемых к административному исковому заявлению, см. комментарий к ст. 126 КАС.

8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет (ч. 8 комментируемой статьи).

Учитывая содержание ч. 2 ст. 45 КАС, следует прийти к выводу, что такая возможность будет реализована после того, как ВС РФ утвердит порядок подачи документов в суды в электронном виде. На настоящий момент нормативный акт, который бы устанавливал такой порядок, не принят.

В соответствии со ст. 2 Закона о введении в действие КАС ч. 8 комментируемой статьи вводится в действие с 15 сентября 2016 г.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории