Статья 130 КАС РФ. Оставление административного искового заявления без движения (действующая редакция)



1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.

Комментарий к ст. 130 КАС РФ

1. Оставление административного искового заявления без движения - одно из четырех (наряду с принятием административного искового заявления - ст. 127 КАС, отказом в его принятии - ст. 128 КАС и возвращением административного искового заявления - ст. 129 КАС) процессуальных действий, которые могут быть совершены судом после подачи административного искового заявления.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень оснований для оставления административного искового заявления без движения. К ним относятся:

1) несоблюдение требований о форме и содержании административного искового заявления, установленных ст. 125 КАС.

Сведения, указываемые в административном исковом заявлении, можно разделить на:

а) необходимые - те, которые должны быть отражены в любом административном исковом заявлении (п. п. 1 - 5, 9 ч. 2 ст. 125 КАС);

б) факультативные (п. п. 6 - 8 ч. 2 ст. 125 КАС).

Соответственно, отсутствие необходимых сведений безусловно влечет оставление административного искового заявления без движения, а при отсутствии факультативных сведений суд должен проверить, действительно ли таковые должны быть отражены в административном исковом заявлении.

Может ли суд вынести определение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, в случаях, когда лицо обратилось с требованием о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 - 3 ст. 1 КАС), подав в суд не "административное исковое заявление", а "исковое заявление"? Полагаем, что нет. В этом случае применяется норма п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК: судья отказывает в принятии такого искового заявления, поскольку оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Как поступать, если в административном исковом заявлении, содержащем требования о рассмотрении спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (ч. ч. 1 - 3 ст. 1 КАС), тем не менее имеются ссылки на гражданские процессуальные нормы, в частности на нормы ГПК? Полагаем, что оставление без движения, а тем более отказ в принятии такого административного искового заявления недопустимы. Объясняется это следующим. Сама по себе ссылка в административном исковом заявлении на какие-либо правовые нормы не предрешает вопроса о квалификации спорного материального правоотношения. Главное (для разрешения вопроса о принятии к производству), чтобы такое правоотношение по своей природе было публичным. Равным образом имеет значение то, какой способ защиты избрало лицо, ищущее судебной защиты (см. комментарий к ст. 124 КАС). Если спорное материальное правоотношение носит публичный характер, если избранный способ защиты связан с защитой прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений, если требование не подпадает под перечень изъятий, предусмотренных законом (см. ч. 1 ст. 5 КАС), то ошибка административного истца в подлежащих применению нормах (в том числе и процессуального права) не может быть препятствием к судебной защите. Тем более что формально-юридически КАС и не требует от административного истца ссылаться в тексте административного искового заявления на правовые нормы законодательства об административном производстве;

2) несоблюдение требований о прилагаемых к административному исковому заявлению документах (см. комментарий к ст. 126 КАС).

Обратим внимание, что положения ч. 7 ст. 125 КАС устанавливают императивную обязанность административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Поэтому если вместо исполнения указанной обязанности административный истец приложит соответствующие копии непосредственно к самому административному исковому заявлению, суд будет обязан вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения по п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС.

Может ли суд оставить без движения административное исковое заявление в случаях, когда административный истец не приложил документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования? Буквальное толкование п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС и ч. 1 комментируемой статьи дает на этот вопрос утвердительный ответ: законодатель снимает с административного истца эту обязанность только лишь тогда, когда последний освобожден от доказывания каких-либо обстоятельств, следовательно, во всех остальных случаях следует констатировать, что административный истец обязан приложить документы, обосновывающие его требования.

И все же полагаем, что оставление административного искового заявления без движения по этому основанию изначально противоречит принципу диспозитивности, поскольку представление доказательств является субъективным правом административного истца и все неблагоприятные последствия такого непредставления могут заключаться исключительно в вынесении судом решения об отказе в удовлетворении административного иска. Нельзя также не учитывать, что, проверяя наличие письменных доказательств, обосновывающих основание административного иска, суд решает не свойственную стадии возбуждения судебного дела задачу по определению предмета доказывания. Поэтому считаем, что оставление административного искового заявления без движения по мотиву нарушения требований, установленных п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС, недопустимо.

Определение об оставлении административного искового заявления без движения должно содержать указание на конкретное нарушение, допущенное административным истцом. Кроме того, в определении суд обязан установить точную календарную дату, не позднее которой должны быть устранены выявленные недостатки. Эта дата определяется судом самостоятельно, при этом должно учитываться требование закона о том, что срок для устранения недостатков должен быть разумным. При определении срока суд принимает во внимание характер выявленных недостатков, продолжительность действий, необходимых для их устранения, а также сроки прохождения почтовой корреспонденции.

По непонятной причине в КАС отсутствует институт продления процессуальных сроков (см. гл. 8 КАС). Полагаем, что законодатель не намеренно отказался от этого института, - продление срока обеспечивает реализацию права на судебную защиту в случае, когда возникают обстоятельства, препятствующие совершению определенного процессуального действия к установленному моменту времени. Поэтому полагаем, что применительно к случаю, когда административный истец не укладывается в установленный судом срок для устранения недостатков, он вправе заявить ходатайство о продлении такого срока, сославшись (в порядке межотраслевой аналогии) на норму ст. 111 ГПК.

Срок, в течение которого суд должен вынести определение об оставлении административного искового заявления без движения, напрямую КАС не регламентирован, но по смыслу ч. 1 ст. 127 КАС такое определение должно быть вынесено в пределах срока, в течение которого суд обязан вообще рассмотреть вопрос о принятии административного искового заявления к производству. Следовательно, определение об оставлении искового заявления без движения должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

Обратим внимание, что ч. 1 комментируемой статьи допускает наличие специальных правил, которые суд будет применять при несоблюдении административным истцом требований о форме и содержании административного искового заявления, а также о прилагаемых к административному исковому заявлению документах. Эти правила вообще могут исключать действие института оставления административного искового заявления без движения. Например, в рамках производства по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией ВС РФ, член Дисциплинарной коллегии, которому передана поступившая жалоба (обращение), в случае несоблюдения административным истцом требований, предъявляемых к жалобе (обращению), выносит не определение об оставлении административного искового заявления без движения, а определение о возвращении жалобы (обращения) - ч. 2 ст. 232 КАС.

Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется только административному истцу. При этом если административное исковое заявление было подано так называемым процессуальным истцом (прокурором, органами, организациями и гражданами, предъявившими административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, - ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС), то с целью обеспечения права на судебное обжалование копия определения также должна быть направлена и материальному истцу (тому, в чьих интересах административный иск был предъявлен).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает правовые последствия как устранения, так и неустранения административным истцом недостатков, указанных в определении суда об оставлении административного искового заявления без движения.

Как устраняются данные недостатки административным истцом?

Если к административному исковому заявлению не были приложены документы, перечисленные в ст. 126 КАС, то соответствующие документы должны быть представлены в суд в порядке, установленном для подачи административных исковых заявлений (см. комментарий к ч. 1 ст. 125 КАС). Процессуально эти документы необходимо приложить к соответствующему ходатайству административного истца, в котором следует:

а) сослаться на вынесенное ранее судом определение об оставлении административного искового заявления без движения;

б) изложить просьбу о приобщении прилагаемых документов к материалам дела.

Если административным истцом были нарушены требования, касающиеся формы и содержания административного искового заявления, он может либо подготовить новое (исправленное) административное исковое заявление, либо восполнить его недостатки в отдельном заявлении, указав необходимые сведения. Чтобы суд мог однозначно установить, что новое административное исковое заявление подано в порядке устранения недостатков, следует отдельно изложить соответствующее заявление, сославшись на вынесенное ранее судом определение об оставлении административного искового заявления без движения. Поскольку корректировка содержания административного искового заявления затрагивает права лиц, участвующих в деле, административный истец должен приложить копии соответствующего документа для остальных лиц, участвующих в деле, либо сам направить его копию другим лицам, участвующим в деле (см. комментарий к ч. 7 ст. 125 КАС).

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. При этом суд выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда по правилам ст. 127 КАС.

Если административный истец в установленный срок не выполнит указания судьи, перечисленные в определении, административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном ст. 129 КАС (второе предложение ч. 2 комментируемой статьи).

Отметим, что норма, содержащаяся во втором предложении ч. 2 рассматриваемой статьи, повторяет тот же недостаток, что и ч. 2 ст. 129 КАС: законодатель обязал суд направлять административному истцу вместе с определением также само административное исковое заявление и приложенные к нему документы. О недостатках такого подхода см. комментарий к ч. 2 ст. 129 КАС.

Копия определения о возвращении административного искового заявления направляется только административному истцу. При этом если административное исковое заявление было подано так называемым процессуальным истцом (прокурором, органами, организациями и гражданами, предъявившими административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, - ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС), то с целью обеспечения права на судебное обжалование копия определения также должна быть направлена и материальному истцу (тому, в чьих интересах административный иск был предъявлен).

Подчеркнем: закон требует от суда - в случае когда административный истец не устранил недостатки - обязательного вынесения определения о возвращении административного искового заявления. ВС РФ применительно к аналогичному институту в гражданском процессе специально указал на недопустимость возвращения искового заявления без вынесения соответствующего определения.

К сожалению, КАС не указывает срок, в течение которого должно быть вынесено определение о возвращении административного искового заявления. Между тем применение трехдневного срока, установленного ч. 2 ст. 129 КАС, в этой ситуации невозможно, поскольку он отсчитывается со дня поступления административного искового заявления в суд. Используя аналогию закона (ч. 4 ст. 2 КАС), следует обратиться к ч. 4 ст. 128 АПК, которая в свою очередь отсылает к ч. 3 ст. 129 АПК, устанавливающей, что копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после истечения срока, установленного арбитражным судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. Очевидно, что для того, чтобы отправить копию определения, его необходимо сначала вынести. Следовательно, определение о возвращении искового заявления по основаниям ч. 4 ст. 128 АПК должно выноситься также не позднее следующего дня после истечения срока, установленного арбитражным судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.

В то же время следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 93 КАС срок для устранения недостатков не будет считаться пропущенным, если документы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного процессуального срока. Поэтому в случаях, когда к моменту истечения установленного судом в порядке ч. 1 анализируемой статьи срока от административного истца вообще не поступило никаких документов, суд, по логике, должен отложить вынесение определения о возвращении административного искового заявления на срок, равный почтовому пробегу.

3. На определение суда об оставлении административного искового заявления без движения может быть подана частная жалоба (ч. 3 комментируемой статьи).

Указанное определение может быть обжаловано лишь субъектами, чьи процессуальные права непосредственно затрагиваются вынесенным определением, - административным истцом и так называемыми процессуальными истцами (прокурор, органы, организации и граждане, предъявившие административный иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, - ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 40 КАС).

В случае отмены определения административное исковое заявление должно считаться поданным в день первоначального обращения в суд.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории