Статья 134 КАС РФ. Срок проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству (действующая редакция)



Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить.

Комментарий к ст. 134 КАС РФ

КАС не устанавливает сроков подготовки дела к судебному разбирательству. Однако закон указывает два критерия определения срока подготовки судьей - обстоятельства, относящиеся к конкретному административному делу, и процессуальные действия, которые надлежит совершить. Очевидна связь между указанными критериями: круг подготовительных действий (будь то истребование доказательств или привлечение к участию в деле лиц, содействующих осуществлению правосудия) в значительной степени зависит от фактов, которые подлежат установлению по делу, т.е. от предмета доказывания. По-видимому, немаловажное значение для определения продолжительности подготовки имеет и такой фактор, как необходимость соблюдения срока рассмотрения административного дела в суде первой инстанции, поскольку время, затраченное на подготовку, включается в срок рассмотрения административного дела, предусмотренный ч. 1 ст. 141 КАС. Таким образом, подготовка административного дела к судебному разбирательству должна быть проведена в период с момента вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда до наступления даты проведения судебного заседания, определяемой судьей с учетом сложности и объема подготовительных действий, которые требуется совершить, а также необходимости соблюдения общего срока рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Особое звучание вопрос о сроке подготовки приобретает по административным делам, для рассмотрения которых установлены сокращенные по сравнению с общим сроки рассмотрения (например, три, пять или 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд). Ведь задачи подготовки (см. комментарий к ст. 132 КАС) являются общими для всех категорий административных дел независимо от установленных для их рассмотрения сроков; требование об информировании участников процесса о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на сайте суда в сети Интернет также является универсальным (ч. 7 ст. 96 КАС). Возникает вопрос: каким образом, даже если не проводить предварительное судебное заседание, можно выполнить задачи подготовки путем совершения соответствующих подготовительных действий и направить извещения участникам процесса, одновременно разместив необходимую информацию на сайте суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания, если для рассмотрения данного административного дела по КАС установлен срок менее 15 дней? Очевидно, решение данной проблемы лежит в плоскости организации работы судебных органов, но не только. Требуется корректировка нормы ч. 7 ст. 96 КАС или как минимум разъяснение ВС РФ особенностей ее применения по делам с сокращенными сроками рассмотрения.

Вероятность проведения по делу предварительного судебного заседания по возможности также должна учитываться судьей при определении продолжительности подготовки, так как такое заседание проводится в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, тем более что КАС, в отличие от ГПК, не предоставляет суду право по сложным делам с учетом мнения сторон назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы установленных КАС сроков рассмотрения и разрешения дел (ч. 3 ст. 152 ГПК).

В настоящее время в связи с прямым нормативным закреплением принципа разумности сроков судопроизводства по административным делам (ст. 10 КАС) и права на судопроизводство в разумный срок (ст. ст. 1, 3 Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок) важность вопроса о продолжительности подготовки административных дел к судебному разбирательству приобретает еще большее значение. Ведь неоправданно длительная подготовка (особенно если она к тому же некачественная) создает реальную опасность нарушения права на судопроизводство в разумный срок со всеми вытекающими из этого последствиями как для лица, чье право нарушено, так и для авторитета судебной власти.

Что касается сроков совершения процессуальных действий в стадии подготовки, то к ним применимо общее правило, согласно которому процессуальные сроки могут быть установлены законом или назначаться судьей. Судья назначает сроки только в том случае, если они не установлены законом, а также если право суда устанавливать (назначать) сроки прямо предусмотрено законом (см. комментарий к ст. ст. 63, 78, 137 КАС).


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)