Статья 142 КАС РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи (действующая редакция)



1. В случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.

2. Системы видеоконференц-связи судов могут использоваться в суде по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения лица, присутствие которого необходимо в судебном заседании, но которое не имеет возможности прибыть в судебное заседание суда, рассматривающего административное дело. В целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или местах лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи соответствующих учреждений.

3. Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо для правильного рассмотрения административного дела, путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение. Копии такого определения не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения направляются соответствующим участникам судебного процесса, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видеоконференц-связь.

4. Секретарь судебного заседания суда, рассматривающего административное дело, устанавливает связь с судом или учреждением, в которых используются системы видеоконференц-связи, для обеспечения участия в судебном заседании лица, присутствие которого необходимо для правильного рассмотрения административного дела. Секретарь судебного заседания суда по месту нахождения такого лица по распоряжению председательствующего в судебном заседании проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, и устанавливает их личность, а также выполняет иные распоряжения председательствующего в ходе судебного заседания, в частности при необходимости берет у свидетеля подписку о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принимает от участников судебного разбирательства письменные материалы. Все документы, полученные в суде, в котором была организована видеоконференц-связь, не позднее следующего дня после дня проведения судебного заседания направляются в суд, рассматривающий данное административное дело, для приобщения к протоколу судебного заседания.

5. В случаях, если в целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, используются системы видеоконференц-связи соответствующих учреждений, соответствующее определение суда исполняет начальник учреждения, в котором указанные лица содержатся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы.

6. Правила, установленные настоящей статьей, могут быть применены в суде апелляционной инстанции.

Комментарий к ст. 142 КАС РФ

1. Суть технологии видеоконференц-связи (далее также - ВКС) состоит в том, что синхронизированные изображения на мониторе или телевизоре и звук заменяют непосредственное присутствие лица в суде, рассматривающем дело. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что возможность проведения судебного заседания с использованием ВКС является проявлением принципов доступности правосудия и процессуальной экономии и при этом едва ли может рассматриваться как исключение из принципа непосредственности. Иными словами, ВКС не подразумевает познания фактов через производные доказательства: суд-поручитель, в производстве которого находится дело, где ранее было заявлено ходатайство о проведении ВКС, получает сведения об интересующих его фактах непосредственно от носителя фактической информации, хотя и находящегося при этом в помещении суда-исполнителя, непосредственно организующего проведение ВКС. Опасность нарушения требований принципа непосредственности становится реальной при возникновении технических неполадок в ходе сеанса ВКС, таких как помехи, эффект эха, пропадание (искажение) звука или изображения и т.п. Однако закон дает суду-поручителю конкретный процессуальный инструмент, применение которого сводит указанную опасность к нулю: согласно п. 2 ч. 2 ст. 152 КАС суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

Косвенным подтверждением вывода о соответствии норм, допускающих использование технологии ВКС в административном судопроизводстве, принципу непосредственности является ограничение по кругу доказательств, получение которых может иметь место при проведении судебного заседания с использованием ВКС. По смыслу ч. 2 ст. 59 КАС только два вида доказательств могут быть получены посредством ВКС - объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей. Думается, что исключение предметных доказательств из числа доказательств, представление которых возможно при использовании ВКС, связано именно с принципом непосредственности. Так, осмотр письменных доказательств при использовании ВКС, как свидетельствует практика арбитражных судов, требует дополнительных технических средств, а осмотр вещественных доказательств "на расстоянии" делает личное восприятие содержащейся в них доказательственной информации крайне ограниченным (суд-поручитель может лишь видеть изображение, но не имеет возможности лично воспринимать свойства, внешние признаки или следы, запечатленные на вещественном доказательстве). Иначе говоря, обмен аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени, который достигается посредством использования технологии ВКС, не обеспечивает того уровня личного восприятия доказательственной информации, который достигается при обычном (без применения технологии ВКС) осмотре судом письменных и вещественных доказательств в судебном заседании.

Участие в судебном заседании посредством использования систем ВКС является немаловажной гарантией доступности правосудия для малоимущих граждан, поскольку для них расходы на проезд к месту рассмотрения дела зачастую оказываются непосильными. Кроме того, существенным с точки зрения обеспечения доступности правосудия является то, что возможность использования системы ВКС в судах общей юрисдикции и у мировых судей предоставляется перечисленным в законе участникам процесса на безвозмездной основе, т.е. организация и проведение видеоконференц-связи в Российской Федерации происходят за счет бюджета государства.

Связь норм, предусматривающих право различных участников гражданского процесса на участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, и принципа процессуальной экономии объясняется тем, что участие в административном судопроизводстве посредством ВКС позволяет сэкономить время и финансовые ресурсы суда и других участников процесса.

Прямого ответа на вопрос о том, кто из участников процесса вправе воспользоваться возможностью участия в судебном заседании посредством систем ВКС, комментируемая статья не дает. При систематическом толковании норм, содержащихся в ст. ст. 37, 45, 52 КАС, можно прийти к выводу, что данная возможность законом предоставлена прежде всего лицам, участвующим в деле, и свидетелям. Неясной является позиция законодателя относительно возможности участия в судебном заседании путем использования ВКС таких субъектов, как эксперт, специалист и переводчик. Статьи, регулирующие статус этих субъектов процесса (ст. ст. 50 - 52 КАС), прямо не закрепляют, но и не исключают такой возможности. Противоречия с правилом ч. 2 ст. 59 КАС в данном случае не возникает, поскольку консультация специалиста к доказательствам в административном судопроизводстве не относится, а участие эксперта, чьи права в процессе не столь значительны, преимущественно сводится к ответам на вопросы, задаваемые судом в рамках процедуры допроса, которая по сути мало чем отличается от процедуры допроса свидетеля. Что касается переводчика, то с практической точки зрения его участие в судебном заседании путем использования ВКС представляется возможным, но не как самостоятельной процессуальной фигуры, несущей доказательственную информацию, а как субъекта, обеспечивающего участие в судебном заседании лица, не владеющего языком, на котором ведется административное судопроизводство (ст. ст. 12, 52 КАС).

КАС иначе, нежели ГПК и АПК, определяет условия использования ВКС в судебном процессе: в административном судопроизводстве право воспользоваться такими системами предоставляется только в том случае, если лицо, участие которого в судебном заседании необходимо для правильного рассмотрения и разрешения дела, по объективным причинам не имеет возможности принять в нем участие (ч. 1 ст. 142 КАС РФ). Иными словами, помимо волеизъявления участника процесса (или инициативы суда) и наличия технической возможности использования ВКС в конкретном суде в КАС ставятся еще два условия - необходимость участия данного лица в судебном заседании для правильного рассмотрения и разрешения административного дела и наличие объективной причины, по которой субъект процесса не имеет возможности принять в нем участие. Последнее условие предполагает соответствующее обоснование заявителем своей просьбы в ходатайстве с приложением к нему подтверждающих доказательств. Прежде всего технология ВКС позволяет реализовать свое право на личное участие в судебном заседании тем участникам процесса, которые физически по тем или иным причинам (ввиду состояния здоровья, нахождения в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы) не могут присутствовать при рассмотрении дела в суде.

Вопрос о субъекте, по чьей инициативе возможно участие в разбирательстве административного дела с использованием систем ВКС, в КАС решается так же, как и в ГПК, а именно использование ВКС в равной мере допускается как по ходатайству лица, участвующего в деле, так и по инициативе суда.

Не решается комментируемой статьей и вопрос о том, на какой стадии процесса в суде может быть заявлено и рассмотрено ходатайство лица, участвующего в деле, об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Ответ на этот вопрос содержится в п. 9 ч. 3 ст. 135 КАС, согласно которому суд разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Означает ли это, что на других стадиях процесса ходатайство не может быть заявлено? Думается, что нет. Каких-либо факторов, которые бы исключали в принципе возможность заявить такого рода ходатайство непосредственно в административном исковом заявлении (если заявителем является административный истец), в соответствии с ч. 5 ст. 125 КАС не имеется. Что касается стадии судебного разбирательства, то было бы очевидно неправильным отказывать в праве предъявления данного ходатайства по мотиву пропуска срока лицам, вступившим или привлеченным в процесс по административному делу после окончания подготовки дела к судебному разбирательству. По-видимому, стадия подготовки административного дела к судебному разбирательству выбрана законодателем как оптимальная (не единственно возможная) в силу очевидной связи между целью и задачами подготовки, с одной стороны, и одним из условий участия лица в судебном заседании путем использования систем ВКС - необходимостью участия данного лица в судебном заседании для правильного рассмотрения и разрешения административного дела - с другой.

2. Наряду с использованием систем видеоконференц-связи, имеющихся у судов по месту жительства, пребывания или нахождения того или иного участника процесса, закон допускает для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, использование ВКС соответствующих учреждений.

3. Результат реализации судом дискреционного полномочия должен найти процессуальное закрепление в судебном акте - определении. Хотя ч. 3 комментируемой статьи говорит лишь об одном виде определения - об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо для правильного рассмотрения административного дела, путем использования систем видеоконференц-связи, представляется, что при отрицательном результате (когда суд отказывает в удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле, об участии в судебном заседании путем использования ВКС) также должно быть вынесено определение, в котором должны быть приведены мотивы отказа (п. 9 ч. 3 ст. 135 КАС). Особое внимание законодателя к определению, отражающему положительный результат рассмотрения вопроса, объяснимо, ведь у этого судебного акта не только правоприменительное предназначение, но и важная организационная функция, поскольку посредством данного судебного акта суду-исполнителю дается поручение об организации видеоконференц-связи по конкретному делу. Возможность обжалования любого из указанных определений законом не предусматривается. Учитывая двоякое предназначение положительного определения по вопросу об участии в судебном заседании путем использования систем ВКС, законодатель определяет и круг адресатов, которым должна направляться копия этого определения, к числу которых относится соответствующий участник судебного процесса, а также соответствующий суд или учреждение, в которых будет организована видеоконференц-связь. Срок направления - не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

4. Модель взаимодействия двух судебных органов или суда и учреждения, в котором используются системы видеоконференц-связи, максимально схожа с моделью выполнения судебного поручения (см. комментарий к ст. ст. 66, 67 КАС). Ведущая роль в организации сеанса ВКС отводится секретарю судебного заседания суда, рассматривающего административное дело, и секретарю судебного заседания суда по месту нахождения лица, присутствие которого необходимо для правильного рассмотрения административного дела: на первого закон возлагает лишь одну обязанность - устанавливать связь с судом или учреждением, в которых используются системы видеоконференц-связи, для обеспечения участия в судебном заседании лица, присутствие которого необходимо для правильного рассмотрения административного дела, на второго - целый комплекс функциональных обязанностей, включающий: обязанность проверить по распоряжению председательствующего явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи; обязанность устанавливать их личность; обязанность выполнять иные распоряжения председательствующего в ходе судебного заседания, в частности при необходимости взять у свидетеля подписку о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принять от участников судебного разбирательства письменные материалы. В отличие от судебного поручения, при котором сам факт его выполнения требует оформления путем вынесения соответствующего определения, которое вместе с другими материалами немедленно пересылается в суд, направивший судебное поручение, факт выполнения поручения об организации проведения судебного заседания с использованием ВКС процессуального закрепления в виде судебного определения не требует, а документы, полученные в суде, в котором была организована видеоконференц-связь, направляются в суд, рассматривающий данное административное дело, для приобщения к протоколу судебного заседания не позднее следующего дня после дня проведения судебного заседания.

5. Часть 5 комментируемой статьи отражает особенности организации видеоконференц-связи в целях обеспечения участия в судебном заседании лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы. Во-первых, уточняется, что в описанных ситуациях используются системы видеоконференц-связи соответствующих учреждений. Во-вторых, закон конкретизирует субъекта, ответственного за исполнение определения об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых необходимо для правильного рассмотрения административного дела, путем использования систем видеоконференц-связи. Таким субъектом в этом случае становится начальник учреждения, в котором указанные лица содержатся под стражей или отбывают наказание в виде лишения свободы.

6. Еще одно отличие в правовом регулировании права на участие в судебном заседании с использованием ВКС в административном судопроизводстве состоит в том, что сфера применения данной возможности по КАС ограничивается рамками производств в судах первой и апелляционной инстанций. При этом в первой инстанции указанное право может быть реализовано как в основном судебном заседании, так и в предварительном (п. 9 ч. 3 ст. 135 КАС). Относительно стадий производства в суде апелляционной инстанции, на которых может быть заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем ВКС, применимы соображения, изложенные в п. 1 комментария к ст. 142 КАС. Нельзя не обратить внимание на то, что в гл. 35 - 37 КАС отсутствуют прямые указания на возможность проведения судебного заседания в судах кассационной и надзорной инстанций, а также при рассмотрении заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам с использованием систем видеоконференц-связи, которые имеются в ГПК (ст. 155.1, ч. 3 ст. 386, ч. 5 ст. 391.10, ст. 396). Вывести данное правомочие участников административного судопроизводства логическим путем из общих правил, действующих во всех инстанциях (разд. I КАС), также не представляется возможным, поскольку среди прав лиц, участвующих в деле (ст. 45 КАС), полномочие заявить ходатайство об участии в судебном заседании с использованием систем ВКС также не упоминается.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)