Статья 170 КАС РФ. Окончание рассмотрения административного дела по существу (действующая редакция)



После исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 243 настоящего Кодекса, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 39 настоящего Кодекса, а также выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений председательствующий в судебном заседании объявляет рассмотрение административного дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Комментарий к ст. 170 КАС РФ

Процедура окончания рассмотрения дела по существу включает в себя три процессуальных действия: 1) дачу заключения прокурором и (или) представителем Центральной избирательной комиссии РФ, участвующими в судебном разбирательстве в соответствии с ч. 7 ст. 39 и ч. 7 ст. 243 КАС; 2) выяснение председательствующим вопроса о наличии у лиц, участвующих в деле, дополнительных объяснений; 3) объявление председательствующим об окончании рассмотрения дела по существу.

Первое действие носит факультативный характер, поскольку необходимость его совершения возникает лишь в случае участия в процессе прокурора в форме вступления в уже начатое дело (ч. 7 ст. 39 КАС), а также в случае привлечения судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации представителя ЦИК РФ для дачи заключения по этому делу (ч. 7 ст. 243 КАС). Что же касается случаев участия прокурора с целью дачи заключения, то по КАС такое участие является обязательным по целому ряду административных дел (ст. ст. 213, 243, 268, 272, 277, 280, 283), в частности: по делам об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Привлечение представителя ЦИК РФ к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме является дискреционным полномочием суда, которое реализуется им по необходимости, исходя из конкретных обстоятельств дела (см. комментарий к ст. 243 КАС). При этом суд не может воспользоваться этим полномочием в случае, когда представитель ЦИК РФ участвует в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

В своем заключении прокурор должен отразить позицию прокуратуры как минимум по трем вопросам, а именно: 1) какие факты надлежит считать установленными, а какие неустановленными в ходе исследования в суде обстоятельств по делу и доказательств, их обосновывающих; 2) какими доказательствами подтверждаются конкретные фактические обстоятельства по делу, какие из них необходимо считать достоверными, а какие нет; 3) каким образом следует разрешить дело (в этой части своего выступления прокурор обязан сослаться на правовые нормы, которые должны применяться при разрешении данного дела).

В качестве факультативного элемента в содержании заключения прокурора может присутствовать также общественно-политическая и морально-этическая оценка рассматриваемого дела.

Содержание заключения представителя ЦИК РФ должно включать в себя как минимум три части: вводную (где излагается, кем, на каком правовом основании и по какому административному делу дается заключение); аналитическую (где излагаются фактические обстоятельства, установленные в ходе совершения проверочных действий); итоговую (где излагаются выводы и предлагаемый представителем ЦИК РФ вариант разрешения спора).

Отнесение действий по заслушиванию заключений прокурора и представителя ЦИК РФ, привлеченного судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме для дачи заключения, к этапу рассмотрения дела по существу выглядит логичным по двум основаниям: во-первых, и заключение прокурора, и заключение представителя ЦИК РФ, будучи выраженными в письменной форме, имеют доказательственное значение и требуют указания на них в мотивировочной части решения суда; во-вторых, заслушивание заключений после судебных прений было бы в известной мере нарушением принципа состязательности, поскольку неизбежно оказалось бы последним до удаления суда в совещательную комнату процессуальным действием в стадии судебного разбирательства.

По окончании исследования всех доказательств председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. Смысл дачи дополнительных объяснений состоит в том, чтобы дополнить материалы дела доказательствами, которые в силу тех или иных причин не были исследованы судом на этапе рассмотрения дела по существу. Очевидно, субъект, дающий дополнительные объяснения, должен привести веские доводы, способные убедить суд не только в том, что дополнительные доказательства имеют значение для дела, но и в том, что он действительно не имел возможности представить эти доказательства раньше, иначе теряется смысл нормативных положений, ориентирующих стороны на представление доказательств до начала судебного разбирательства (п. 3 ч. 1 ст. 126, ч. ч. 1, 2 ст. 135, ч. 3 ст. 138 КАС).

По буквальному смыслу закона правом выступления с дополнительными объяснениями обладают все лица, участвующие в деле, кроме прокурора, представителя ЦИК РФ, участвующих в процессе в соответствии с ч. 7 ст. 39 и ч. 7 ст. 243 КАС.

В порядке дополнения к уже состоявшемуся исследованию обстоятельств дела могут быть заданы вопросы участвующим в деле лицам, их представителям, представлены новые материалы, заявлено ходатайство о повторном допросе свидетеля, если возникает обоснованная необходимость в этом, об уточнении заключения эксперта, о вызове дополнительных свидетелей и т.д.

Заявленные ходатайства обсуждаются судом с учетом мнения участвующих в деле лиц, представителей, после чего выносится мотивированное определение о дополнительном исследовании обстоятельств дела или об окончании рассмотрения дела по существу.

При отсутствии заявлений участвующих в деле лиц о желании дать дополнительные объяснения, а также в случае отклонения заявленных в процессе заслушивания дополнительных объяснений ходатайств председательствующий объявляет исследование дела оконченным, после чего заслушиваются судебные прения. Если ходатайство о дополнении материалов дела удовлетворено, то исследование обстоятельств дела продолжается и суд переходит к судебным прениям лишь после проверки новых материалов.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)