Статья 174 КАС РФ. Объявление решения суда (действующая редакция)



1. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда. Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

2. В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей.

Комментарий к ст. 174 КАС РФ

1. Нормы комментируемой статьи корреспондируют с положениями, закрепленными в ряде статей КАС (см. комментарий к ст. ст. 11, 144, 177).

2. Объявление решения суда является составной частью завершающего этапа судебного разбирательства дела в суде первой инстанции, который включает в себя принятие решения в совещательной комнате и его последующее оглашение в зале судебного заседания.

Принципиальное значение при выполнении действия, предусмотренного комментируемой статьей, имеют следующие требования закона: 1) решение суда должно быть оглашено сразу же после его принятия и подписания; по общему правилу суд должен вынести и огласить мотивированное решение (см. комментарий к ст. 177 КАС); 2) решение суда оглашается публично (см. комментарий к ст. 11 КАС). Решение суда оглашается публично и в том случае, когда дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. По административным делам, как и по гражданским, в закрытом судебном заседании объявляется решение суда, затрагивающее права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 10 ст. 11 КАС, п. 20 Постановления Пленума ВС РФ "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов"). В отличие от ГПК указанная статья КАС предусматривает правило, согласно которому если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Все присутствующие в зале судебного заседания лица выслушивают решение стоя, за исключением случаев, когда председательствующий разрешил кому-либо отступить от этого порядка по состоянию здоровья (ч. 3 ст. 144 КАС).

Правило о вынесении решения в день окончания рассмотрения дела по существу носит безусловный характер. На его основе можно сделать два важных вывода: 1) объявление перерыва в судебном заседании, а также отложение разбирательства административного дела возможны только до окончания рассмотрения дела по существу. После окончания рассмотрения дела по существу объявить перерыв или отложить разбирательство дела можно только в случае возобновления рассмотрения дела по существу по правилам ст. 172 КАС (см. комментарий к названной статье); 2) удалившись в совещательную комнату, суд должен в тот же день огласить все решение или хотя бы его резолютивную часть, если он по тем или иным причинам не может составить мотивированное решение немедленно после разбирательства дела. Перерыв в судебном заседании и отложение разбирательства после удаления суда в совещательную комнату возможны только в случае возобновления судебного разбирательства по правилам ч. 4 ст. 178 КАС (см. комментарий к названной статье).

Если в связи со сложностью административного дела составление мотивированного решения отложено на срок до пяти дней (см. комментарий к ст. 177 КАС), то оглашаются вводная и резолютивная части решения. В этом случае председательствующий разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей. Это положение закона имеет принципиальное значение, поскольку согласно ч. 1 ст. 298 КАС срок на апелляционное обжалование решения суда исчисляется со дня принятия решения суда в окончательной форме. По ряду категорий административных дел с учетом сокращенных сроков их рассмотрения, а также обжалования выносимых по ним решений предусматривается безотлагательное (в день принятия) изготовление мотивированного решения. Тем самым возможность отложения составления мотивированного решения на срок до пяти дней, предусмотренная ч. 2 ст. 177 КАС, по таким административным делам исключается. Данный косвенный нормативный запрет касается дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 269 КАС), об административном надзоре (ч. 4 ст. 273 КАС), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 279 КАС), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 8 ст. 280 КАС), о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 285 КАС). По административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мотивированное решение суда, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел (ч. 3 ст. 244 КАС).

Председательствующий выясняет, понятно ли решение участвующим в деле лицам, и разъясняет порядок и срок его обжалования. Если рассмотрение дела заканчивается без вынесения решения (при оставлении заявления без рассмотрения и прекращении производства по делу), суду надлежит разъяснять лицам, участвующим в деле, порядок и срок обжалования судебных определений, которые предусмотрены ст. ст. 202, 313 - 315 КАС. Представляется, что следует разъяснять и право названных лиц и представителей ознакомиться с протоколом судебного заседания и подать на него письменные замечания (см. комментарий к ст. 207 КАС).

Особое мнение, если таковое было составлено кем-либо из судей, входивших в состав суда при коллегиальном рассмотрении дела, приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается (ст. 30 КАС). Обязанности председательствующего объявлять о наличии особого мнения, если таковое было изложено кем-либо из судей, входивших в коллегиальный состав суда, а также разъяснять лицам, участвующим в деле, право и срок ознакомления с особым мнением судьи КАС, в отличие от ГПК, не предусматривает (ч. 1 ст. 193 ГПК, ч. 1 комментируемой статьи).

3. Вопрос о том, следует ли оглашать в судебном заседании частное определение, если оно было вынесено, решается судьей или всем составом суда (если дело рассмотрено коллегиально). Если оглашение частного определения признано нецелесообразным, в судебном заседании сообщается о вынесении такого определения (см. комментарий к ст. 200 КАС).


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)