Статья 191 КАС РФ. Право суда приостановить производство по административному делу (действующая редакция)



1. Суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае:

1) преобразования или упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (до определения органа, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца);

2) реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу (до определения правопреемника);

3) нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке (до возвращения такого гражданина);

4) исполнения гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей (до прекращения таким гражданином исполнения указанных обязанностей);

5) назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности ее проведения);

6) направления судом судебного поручения в соответствии со статьями 66 и 67 настоящего Кодекса (до поступления в суд материалов о выполненном судебном поручении, либо до истечения срока, установленного судом для осуществления соответствующих действий, либо до поступления в суд информации о невозможности их осуществления);

7) принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела (до вступления в законную силу судебного акта).

2. Если лица, участвующие в деле, ведут это административное дело с участием представителей, суд не приостанавливает производство по административному делу в случаях, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

Комментарий к ст. 191 КАС РФ

1. В комментируемой статье установлены факультативные (необязательные) основания для приостановления производства по административному делу. В отличие от ст. 190 КАС суд при выяснении наличия того или иного основания (указанного в анализируемой статье) самостоятельно принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего рассмотрения дела и соответственно о том, есть ли необходимость в приостановлении производства по административному делу. Рассмотрение вопроса о возможности приостановления производства по административному делу производится либо на основании ходатайства любого из лиц, участвующих в деле (см. комментарий к ст. 37 КАС), либо судом самостоятельно, т.е. по собственной инициативе.

А. Абсолютно новым факультативным основанием для приостановления производства по административному делу является преобразование или упразднение органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. Аналога данному основанию нет ни в действующем ГПК, ни в действующем АПК.

Значимость появления этого основания связана с тем, что постоянное преобразование (реформирование) государственного аппарата, системы государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, иногда приводит к такой ситуации на практике, когда в процессе "исчезают" орган, должностное лицо, которые могут представлять в суде публичные интересы, соответственно их отстаивать и защищать. До определения правопреемника в сложной системе вышеуказанных органов суд вынужден был применять не институт приостановления, а институт отложения производства по делу. В силу того что при отложении судебного разбирательства сроки по административному делу не приостанавливаются, общий срок рассмотрения дела зачастую существенно нарушался со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для участников процесса, так и для судьи, рассматривавшего дело. Все это не способствовало и не способствует задачам правосудия (ст. 3 КАС).

Для определения необходимости приостановления производства по административному делу по комментируемому основанию суд должен установить следующие обстоятельства:

- факт упразднения или преобразования органа, указанного в п. 1 ч. 1 анализируемой статьи, который является лицом, участвующим в деле (см. комментарий к ст. 37 КАС);

- невозможность рассмотрения дела без участия этого органа;

- невозможность определения точного срока появления "правопреемника" органа, который находится в стадии упразднения или преобразования.

В настоящем комментарии не представляется возможным описать процедуры упразднения или преобразования всех органов, указанных в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, в силу сложности их системы, многогранности и многоисточниковости. Поэтому при возобновлении производства по делу суд должен проверить процедуру появления в процессе нового лица, участвующего в деле, исходя из соответствующих нормативных актов соответствующего уровня.

Окончание срока приостановления производства по административному делу в рассматриваемом случае будет связано с определением органа, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

По аналогии с институтом правопреемства в административном процессе появление в процессе нового органа, указанного в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, в качестве лица, участвующего в деле, должно быть оформлено определением суда.

Б. Реорганизация юридического лица, которое является стороной по административному делу, как факультативное основание для приостановления производства по административному делу является полностью идентичной подобному основанию в гражданском (ст. 216 ГПК) и арбитражном (п. 2 ст. 144 АПК) процессах. В случае ликвидации юридического лица, являющегося стороной по административному делу, последствия для административного дела будут иные, а именно прекращение производства по делу (см. комментарий к п. 6 ч. 1 ст. 194 КАС).

Порядок реорганизации юридических лиц регулируется гражданским законодательством, в частности ст. 57 ГК. В связи с тем, что реорганизация юридического лица в различных его формах не может осуществляться одномоментно, суду для приостановления производства по административному делу необходимо удостовериться в наличии факта начала такой реорганизации, подтверждением которого чаще бывает решение соответствующего руководящего органа юридического лица, вышестоящей организации или суда.

Окончанием срока приостановления будут являться определение правопреемника реорганизованного юридического лица и его государственная регистрация в установленном законом порядке.

В. Традиционным является такое факультативное основание для приостановления производства по административному делу, как нахождение гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке. Однако в данном случае КАС воспринял опыт АПК, который в качестве лиц, которые могут ходатайствовать о приостановлении производства по делу, указывает не только стороны арбитражного дела, но и всех лиц, участвующих в арбитражном деле (п. 4 ст. 144).

Действующий ГПК более строго подходит к этому вопросу, устанавливая только для сторон, в случае их отсутствия в гражданском процессе, возможность ходатайствовать о приостановлении производства по гражданскому делу и только в случае нахождения в лечебном учреждении (ст. 216).

Таким образом, для принятия определения о приостановлении производства по административному делу суд должен установить следующие обстоятельства:

- отсутствующее лицо является лицом, участвующим в деле (ст. 37 КАС);

- в отсутствие этого лица невозможно рассмотреть дело по существу в соответствующей судебной инстанции, где рассматривается вопрос о приостановлении производства по административному делу;

- в суд представлены доказательства нахождения лица в лечебном учреждении или длительной командировке;

- срок лечения (нахождения в лечебном учреждении), длительность командировки невозможно установить точно либо этот срок значительно превышает общий срок рассмотрения дела по существу на той стадии административного процесса, на которой возникло это препятствие;

- в деле у этого гражданина отсутствует представитель (ч. 2 комментируемой статьи).

В иных случаях суд может отложить производство по делу.

Окончание срока приостановления производства по административному делу по рассматриваемому основанию связано с возвращением гражданина соответственно из лечебного учреждения или командировки. Факт возвращения гражданина также должен быть подтвержден документально.

Г. Следующее факультативное основание для приостановления производства по административному делу связано с исполнением гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей. Подобное основание закреплено в действующем АПК (п. 3 ст. 144) и не содержится в действующем ГПК.

Суд должен учесть, что государственная обязанность должна быть предусмотрена действующим федеральным законом, соответственно, под ней могут пониматься призыв на действительную срочную военную службу, альтернативную гражданскую службу, призыв на военные сборы и др. Суду необходимо также рассмотреть вопрос о возможности этого гражданина совмещать выполнение государственных обязанностей и посещение судебных заседаний.

К сожалению, законодатель не указывает в п. 4 ч. 1 комментируемой статьи процессуальный статус гражданина, выполнение государственных обязанностей которым является препятствием для рассмотрения административного дела и основанием для приостановления производства по этому делу. Учитывая широкий подход законодателя в п. 3 ч. 1 анализируемой статьи, под гражданином, указанным в п. 4 ч. 1 данной статьи, необходимо понимать любое лицо, участвующее в деле (см. комментарий к ст. 37 КАС).

Об этом же свидетельствует и ч. 2 комментируемой статьи, которая устанавливает невозможность приостановления производства по административному делу в настоящем случае, если интересы гражданина в процессе защищает представитель.

Окончанием срока для приостановления производства по делу в рассматриваемом случае будет являться прекращение отсутствующим гражданином выполнения вышеуказанных государственных обязанностей, т.е. возвращение со срочной действительной службы, с военных сборов и т.п.

Д. Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи содержит в качестве факультативного основания для приостановления производства по делу назначение экспертизы судом (см. комментарий к ст. 77 КАС). Альтернативой здесь может служить институт отложения судебного разбирательства, если проведение экспертизы не займет много времени и это существенно не повлияет на сокращение общего срока рассмотрения дела по существу.

Исходя из обстоятельств административного дела окончанием срока приостановления производства по делу может являться поступление в суд заключения экспертов, либо истечение срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо поступление в суд информации о невозможности ее проведения.

Е. Направление судом судебного поручения в соответствии со ст. ст. 66 и 67 КАС также определено КАС в качестве факультативного основания для приостановления производства по административному делу. Подобное основание содержится в действующем ГПК (абзац четвертый ст. 216) и отсутствует в действующем АПК.

Хотя срок выполнения судебного поручения и определен в ч. 3 ст. 66 КАС, он достаточно значителен, так как составляет месяц со дня получения копии определения судом, выполняющим поручение. Поэтому если суду не применить институт приостановления производства по административному делу, то это сокращает на месяц (плюс время на движение почты между судами) общий срок рассмотрения дела по существу, что может негативно сказаться на качестве вынесенных судебных актов.

Свидетельством об окончании срока на приостановление производства по административному делу по анализируемому основанию будут являться следующие обстоятельства: поступление в суд материалов о выполненном судебном поручении, либо истечение срока, установленного судом для осуществления соответствующих действий, либо поступление в суд информации о невозможности их осуществления.

Ж. В п. 7 ч. 1 комментируемой статьи содержится еще одно нововведение административного процессуального права: в качестве факультативного основания для приостановления производства по административному делу предусмотрено фактическое принятие КС РФ к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела.

Это является прямым следствием появления в гражданском, арбитражном и административном процессах института пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам (ч. 4 ст. 392 ГПК, ч. 3 ст. 311 АПК, ч. 1 ст. 350 КАС). Чтобы в дальнейшем не допустить подобной ситуации в административном процессе и не применять нормативный акт, который впоследствии может быть признан КС РФ противоречащим Конституции РФ, законодатель вполне мудро и разумно предлагает суду на время рассмотрения этого дела в КС РФ приостановить производство по административному делу.

Приостанавливая производство по административному делу по комментируемому основанию, суд должен учесть, что проверяемый на предмет соответствия Конституции РФ нормативный акт или его часть обязательно получит применение в рассматриваемом им административном деле.

Свидетельством об окончании срока на приостановление производства по делу будет являться вступление в законную силу соответствующего судебного акта КС РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает прямой запрет на возможность приостановления судом производства по административному делу, если административные дела лиц, отсутствующих в процессе в связи с нахождением в лечебном учреждении, длительной командировке (п. 3 ч. 1 данной статьи) или выполнением государственной обязанности (п. 4 ч. 1 анализируемой статьи), ведут их представители.

Данное ограничение связано с недопущением злоупотребления лицами, участвующими в деле, своими процессуальными правами, а также с соблюдением принципа оперативности и недопущением нарушения разумности сроков по рассмотрению судами административных дел.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)