Статья 263 КАС РФ. Рассмотрение административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (действующая редакция)



1. Административное дело о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису подлежит рассмотрению в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда.

2. По административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном главой 7 настоящего Кодекса, может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

1) приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

2) приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

3) наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

4) запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности извещаются уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, руководящий орган политической партии и другого общественного объединения, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации, представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности, учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица. Если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

5. При наличии оснований и в порядке, установленном статьей 11 настоящего Кодекса, суд может рассмотреть административное дело в закрытом судебном заседании.

Комментарий к ст. 263 КАС РФ

1. Комментируемая статья посвящена отдельным процессуально-процедурным особенностям рассмотрения административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации.

Часть 1 статьи устанавливает специальное правило в отношении категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке гл. 27 КАС, а именно срок рассмотрения - один месяц. Общее правило, установленное ст. 141 КАС, гласит, что административные дела рассматриваются и разрешаются ВС РФ до истечения трех месяцев, а другими судами - до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Следует обратить внимание на улучшение в законодательной технике при формулировании сроков рассмотрения - законодатель указал точную дату отсчета для течения срока рассмотрения, а именно со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда, т.е. со дня вынесения определения судом о принятии административного искового заявления к производству. Таким образом, в случае если административное исковое заявление оставлено без движения и судом предоставлен срок для устранения недостатков, то данный период времени не включается в срок рассмотрения дела судом.

2. Вторая часть комментируемой статьи закрепляет, что по данной категории дел допускается применение мер предварительной защиты.

Применение мер происходит по заявлению (ходатайству), требования к которому установлены ст. 86 КАС. Рассмотрение происходит в порядке, предусмотренном для обращения с таким заявлением, установленном гл. 7 КАС.

Заявление (ходатайство) о применении мер предварительной защиты может быть как подано в форме самостоятельного документа, так и указано в тексте самого административного искового заявления о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации.

Необходимо также отметить, что ст. 85 КАС, говоря о мерах предварительной защиты, закрепляет в виде таких мер только возможность приостановления судом полностью или в части действия оспариваемого решения, запрещения совершать определенные действия. Кроме того, суд может принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 85 КАС, если Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. Иными словами, перечень, установленный в ст. 85 КАС, является открытым.

Комментируемая статья в ч. 2 содержит закрытый перечень, учитывающий процессуальные особенности рассмотрения дел в порядке гл. 27 КАС.

Процессуальные особенности, а следовательно, и необходимость формулирования специальных мер предварительной защиты, по нашему мнению, вызваны специфическим характером субъектов, в отношении которых меры предварительной защиты могут применяться.

Так, одна из мер может применяться только в отношении средств массовой информации - приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов.

В целом указанные меры не являются новеллой для процессуального законодательства, схожие меры существуют и в ГПК, и в АПК.

С точки зрения процесса интерес, по нашему мнению, представляют меры по приостановлению выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов и по запрещению совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

2.1. Приостановление выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов представляет собой запрет именно для печатного средства массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Вышеупомянутая мера направлена на приостановление выпуска, но действующее законодательство о СМИ не знает термина "выпуск" в отношении печатного издания. В отношении печати в Федеральном законе "О средствах массовой информации" используется термин "тираж". Думается, что в данном случае законодатель использует эти слова как синонимы, т.е. под приостановлением выпуска в отношении печатного издания необходимо понимать приостановление изготовления тиража печатного СМИ (газеты, журнала, альманаха и т.п.).

Комментируемая норма также содержит возможность приостановления реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов.

Под распространением продукции средства массовой информации Закон РФ "О средствах массовой информации" понимает продажу, подписку, доставку, раздачу периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрацию кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию и иные способы распространения.

Понятие реализации печатного издания законодательство также не знает. Полагаем, что под реализацией понимается продажа (передача) тиража непосредственным распространителям (продавцам), приобретающим его не для своего потребления, которые уже продают или раздают тираж конечному потребителю.

2.2. Запрещение совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

Данная мера предварительной защиты выделяется среди всех перечисленных в комментируемой статье, поскольку все три предыдущие меры предварительной защиты могут быть принудительно исполнены ФССП России: приостановление деятельности, арест, запрет на выпуск и реализацию могут быть принудительно реализованы извне субъекта, в отношении которого вводится такая мера. Запрет совершения определенных действий - это запрет на будущее возможное действие, предотвратить извне которое невозможно. Возможно только установить санкцию за такое нарушение. В комментируемой главе санкций за нарушение таких мер не предусмотрено.

Запрет совершения определенных действий в данном случае подразумевает (с учетом системного толкования) любые возможные действия субъекта запрета (за исключением самостоятельно определенных мер предварительной защиты в комментируемой статье), которые могут повлечь изменение фактических, материально-правовых и процессуально-правовых условий, например изменение наименования, смену фактического или юридического адреса, отзыв тиража и т.д.

3. Третья часть комментируемой статьи посвящена извещению лиц о предстоящем судебном заседании. Законодателем введен достаточно интересный механизм решения часто встречающейся (особенно в судах общей юрисдикции) проблемы уведомления участником процесса, а именно в случае, если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее 10 дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ.

Требует разъяснения вопрос о порядке размещения такого извещения на сайте федерального органа исполнительной власти, а также публикации в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ.

С учетом формулировки закона речь может идти о двух ситуациях: 1) когда место нахождения лиц, подлежащих уведомлению, неизвестно изначально и 2) когда в ходе подготовки дела выяснилось, что по известному адресу лиц нет.

Рассмотрим первую ситуацию.

Необходимо сделать оговорку, что такая ситуация в современной правовой системе регистрации всех организаций представляется маловероятной, но все же она не исключена. Например, юридический адрес регистрации организации перестал существовать физически (дом снесен, уничтожен наводнением, пожаром и т.п.), в этом случае уведомление может быть просто некуда посылать физически.

Анализ гл. 9 и 12 КАС позволяет прийти к выводу, что обязанность уведомления заинтересованных лиц поделена между судом и истцом. С одной стороны, обязанность уведомить всех участником процесса гл. 9 КАС возлагает на суд; с другой стороны, ст. 126 КАС гласит, что к административному исковому заявлению истец должен приложить уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле.

Полагаем, что в случае, когда неизвестно место нахождения изначально, истец должен обратить на это внимание суда посредством подачи ходатайства о размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также о публикации в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ.

В случае если суд найдет данное ходатайство обоснованным, то он выносит определение, предписывающее произвести размещение информации в запрашиваемых источниках. И государственные органы на основании данного определения производят публикацию информации.

Возникает вопрос: что делать, если истец не обратил внимание суда на данное обстоятельство, не подал ходатайство? Или указал на него в тексте заявления, а ходатайство не подал?

Думается, что в первом случае суд вынужден будет по собственной инициативе выносить такое определение, поскольку производить уведомление лиц, участвующих в деле, - обязанность суда.

В случае если процессуальная обязанность ни судом, ни другой стороной не была исполнена, то рассмотрение дела без уведомления представляется невозможным, суд вынужден будет откладывать судебное заседание и исполнять данную обязанность.

Определение о размещении информации суд может либо напрямую пересылать субъектам, ответственным за размещение, либо обязывать истца передать копию определения всем субъектам.

Также интересным представляется вопрос контроля суда за фактическим исполнением определения суда о размещении информации в установленных законом источниках. И каковы последствия неисполнения определения суда?

Полагаем правильным, чтобы обязанность по доказыванию исполнения определения суда возлагалась на истца, который должен предоставить экземпляр печатного издания и распечатку с сайта, заверенную руководителем или его заместителем органа, который разместил данную информацию (Минюст России, Роскомнадзор).

Думается, что в случае, когда какой-либо из обязанных субъектов не исполнил обязанность по размещению информации, суд может наложить на виновное лицо штраф.

Рассмотрим вторую ситуацию.

В случае если документы, отправленные истцом, и повестки, отправленные судом, вернулись в связи с неполучением, то согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В целях процессуальной экономии и процессуальной активности полагаем правильным, чтобы лицо, известить которое всеми доступными способами пытались суд и истец, считалось надлежащим способом уведомленным после публикации на сайте соответствующего уведомления.

4. В случае если, несмотря на все попытки уведомить, лицо не явилось в судебное заседание, то суду следует отложить судебное заседание и произвести уведомление повторно. Если же сторона считается надлежаще уведомленной, то ее неявка не препятствует рассмотрению административного дела.

5. Часть пятая комментируемой статьи с отсылкой к ст. 11 КАС гласит, что при наличии оснований и в порядке, установленном ст. 11 КАС, суд может рассмотреть административное дело в закрытом судебном заседании.

Таким образом, устанавливается, что рассмотрение административных дел о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации в случаях, если материалы рассматриваемого административного дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, может проходить в закрытом судебном заседании.

Помимо этого, закрытое судебное заседание допускается в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина.


Дополнительные материалы


Статья 264 КАС РФ. Решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (действующая редакция)
Статья 265 КАС РФ. Право на обжалование решения суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (действующая редакция)

Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)