Статья 286 КАС РФ. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций (действующая редакция)



1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Комментарий к ст. 286 КАС РФ

1. В ГПК РСФСР процессуальный порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций регулировался гл. 25 "Дела о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию", включенной в раздел "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений".

ГПК не предусматривал особенностей рассмотрения данных споров, и они разрешались по общим правилам искового производства.

КАС вновь отнес дела по заявлениям контрольных органов о взыскании обязательных платежей и санкций к спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Полагаем правильным такое решение законодателя, поскольку указанные дела характеризуются юридическим неравенством сторон, что обусловливает необходимость применения при их рассмотрении специальных правил, касающихся, в частности, сроков рассмотрения дел, распределения бремени доказывания и более активной роли суда.

Следует отметить, что административные исковые заявления физических лиц об оспаривании действий и решений контрольных органов о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке гл. 22 КАС.

Глава 32 КАС содержит основные положения, регламентирующие особенности рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем отдельные процессуальные нормы также закреплены в иных федеральных законах, например в ст. ст. 104 - 105 НК.

Часть 1 комментируемой статьи определяет круг субъектов, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Общим для них является то, что они должны быть наделены федеральным законом функциями по контролю за уплатой обязательных платежей.

Такими лицами в соответствии с действующим правовым регулированием могут быть налоговые, таможенные и другие органы (ст. 31 НК, ст. 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

К обязательным платежам относятся налоги и сборы, таможенные платежи, платежи во внебюджетные фонды.

Согласно ст. 114 НК налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 НК.

При этом административный иск в порядке гл. 32 КАС может быть предъявлен только к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. В противном случае требования должны рассматриваться по правилам АПК.

2. Для возникновения у соответствующего органа права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, у физического лица имеется задолженность по обязательным платежам.

Во-вторых, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок.

В-третьих, федеральный закон не предусматривает иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций.

В-четвертых, на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не истек срок давности взыскания обязательных платежей и санкций.

В частности, ст. ст. 48 и 115 НК устанавливают, что административное исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

По общему правилу, содержащемуся в ч. 2 комментируемой статьи, контрольный орган также вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующего требования.

При этом указанные нормы предусматривают возможность восстановления срока подачи административного искового заявления, пропущенного по уважительной причине.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае.

Например, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам указала, что длительное время прохождения почтовой корреспонденции до адресата не может быть постановлено в вину налоговому органу и является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.

По другому делу суд не принял в качестве основания для восстановления пропущенного срока ссылку налоговой инспекции на большую загруженность в работе, поскольку, по мнению суда, указанное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной пропуска такого срока.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)