Статья 286 КАС РФ. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций (действующая редакция)



1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Комментарий к ст. 286 КАС РФ

1. В ГПК РСФСР процессуальный порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций регулировался гл. 25 "Дела о взыскании с граждан недоимки по налогам, самообложению сельского населения и государственному обязательному страхованию", включенной в раздел "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений".

ГПК не предусматривал особенностей рассмотрения данных споров, и они разрешались по общим правилам искового производства.

КАС вновь отнес дела по заявлениям контрольных органов о взыскании обязательных платежей и санкций к спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Полагаем правильным такое решение законодателя, поскольку указанные дела характеризуются юридическим неравенством сторон, что обусловливает необходимость применения при их рассмотрении специальных правил, касающихся, в частности, сроков рассмотрения дел, распределения бремени доказывания и более активной роли суда.

Следует отметить, что административные исковые заявления физических лиц об оспаривании действий и решений контрольных органов о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке гл. 22 КАС.

Глава 32 КАС содержит основные положения, регламентирующие особенности рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем отдельные процессуальные нормы также закреплены в иных федеральных законах, например в ст. ст. 104 - 105 НК.

Часть 1 комментируемой статьи определяет круг субъектов, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Общим для них является то, что они должны быть наделены федеральным законом функциями по контролю за уплатой обязательных платежей.

Такими лицами в соответствии с действующим правовым регулированием могут быть налоговые, таможенные и другие органы (ст. 31 НК, ст. 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

К обязательным платежам относятся налоги и сборы, таможенные платежи, платежи во внебюджетные фонды.

Согласно ст. 114 НК налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 НК.

При этом административный иск в порядке гл. 32 КАС может быть предъявлен только к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. В противном случае требования должны рассматриваться по правилам АПК.

2. Для возникновения у соответствующего органа права на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть соблюдены следующие условия.

Во-первых, у физического лица имеется задолженность по обязательным платежам.

Во-вторых, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок.

В-третьих, федеральный закон не предусматривает иного порядка взыскания обязательных платежей и санкций.

В-четвертых, на момент обращения в суд с административным исковым заявлением не истек срок давности взыскания обязательных платежей и санкций.

В частности, ст. ст. 48 и 115 НК устанавливают, что административное исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

По общему правилу, содержащемуся в ч. 2 комментируемой статьи, контрольный орган также вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующего требования.

При этом указанные нормы предусматривают возможность восстановления срока подачи административного искового заявления, пропущенного по уважительной причине.

Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае.

Например, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам указала, что длительное время прохождения почтовой корреспонденции до адресата не может быть постановлено в вину налоговому органу и является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.

По другому делу суд не принял в качестве основания для восстановления пропущенного срока ссылку налоговой инспекции на большую загруженность в работе, поскольку, по мнению суда, указанное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной пропуска такого срока.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории