Статья 323 КАС РФ. Рассмотрение кассационных жалобы, представления (действующая редакция)



1. Кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 318 - 320 настоящего Кодекса, изучаются:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судьи, указанные в настоящей статье, изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного административного дела. В случае истребования административного дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ином ходатайстве.

3. По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

5. Поданные в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации кассационные жалоба, представление на судебные акты, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 319 настоящего Кодекса, с административным делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации или в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Комментарий к ст. 323 КАС РФ

1. Комментируемая статья устанавливает дальнейший порядок движения кассационных жалобы, представления после их формальной проверки (не по существу) судьей кассационной инстанции на предмет отсутствия оснований для их возвращения (ст. 321 КАС).

Все действия судьи соответствующей кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления связываются законодателем с термином "изучаются".

В комментируемой статье устанавливаются уровень судьи соответствующей кассационной инстанции, ответственного за изучение поступивших в суд кассационных жалобы, представления, сам порядок и действия судьи соответствующего суда кассационной инстанции по изучению кассационных жалобы, представления.

Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления регламентирован ст. 322 КАС.

2. Положения гл. 35 КАС подробно и определенно устанавливают порядок рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в частности на этапе изучения кассационных жалобы, представления судьей соответствующей кассационной инстанции. Цель деятельности судьи на этом этапе заключается в выяснении необходимости передачи кассационных жалобы, представления для рассмотрения их по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции. Сама необходимость связывается с предварительным определением судьей кассационной инстанции, изучавшим поступившие кассационные жалобу, представление, наличия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов (ст. 328 КАС).

На этом этапе судья соответствующей кассационной инстанции должен разрешить в сроки, указанные в ст. 322 КАС, ряд вопросов, в том числе процессуального характера, которые сводятся к следующему:

1) определить, достаточно ли представленных материалов, поступивших с кассационными жалобой, представлением, для вынесения одного из определений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, а также в ст. ст. 324, 325 КАС.

В частности, если к кассационным жалобе, представлению приложены только заверенные копии обжалованных судебных актов, то в ряде случаев судье будет затруднительно ответить на все доводы кассационных жалобы, представления (например, без сведений, которые могут быть выяснены только из протокола судебного заседания суда первой или апелляционной инстанции);

2) определить необходимость истребования административного дела, что повлечет в соответствии со ст. 322 КАС увеличение сроков для вынесения одного из определений, указанных в ст. ст. 324, 325 КАС.

Административное дело истребуется судьей суда кассационной инстанции лишь в том случае, если из содержания кассационных жалобы, представления и приложенных к ним документов вытекает предположение о наличии существенных нарушений в применении норм материального и (или) процессуального права нижестоящими судами при вынесении обжалуемого в кассационном порядке судебного акта (ст. 320 КАС). На этом этапе судья, рассматривающий кассационные жалобу, представление, может лишь предполагать наличие существенных нарушений законности (т.е. наличие безусловных оснований к отмене судебного постановления).

КАС не предусматривает процессуальную форму истребования административного дела судьей. В то же время с учетом сущности данного процессуального действия логичным является вывод о том, что истребование административного дела оформляется запросом судьи. Требования, предъявляемые к форме и содержанию запроса, КАС также не регламентированы, однако исходя из общих положений запрос должен быть составлен в письменной форме, адресуется он председателю соответствующего суда, в нем указываются необходимые для идентификации истребуемого административного дела реквизиты (наименование суда, постановившего обжалуемые судебные акты, номер дела, дата принятия обжалуемых судебных актов, стороны административного дела, предмет административного иска), а также наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, подавшего кассационные жалобы, представления (с номером кассационного производства), фамилия и инициалы судьи, истребующего административное дело, а также его подпись. В целях соблюдения разумных сроков административного судопроизводства (ст. 10 КАС) запрос судьи об истребовании дела подлежит незамедлительному исполнению судом.

С учетом ч. 2 ст. 322 КАС время со дня направления в суд первой инстанции запроса об истребовании административного дела до дня поступления истребуемого административного дела в суд кассационной инстанции исключается из общего срока рассмотрения кассационных жалобы, представления;

3) в случае поступления просьбы, сформулированной в самих кассационных жалобе, представлении либо в ином отдельном письменном ходатайстве лица, инициировавшего рассмотрение административного дела в суде кассационной инстанции, разрешить вопрос о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.

При этом необходимо учитывать, что приостановление исполнения судебного решения является правом, а не обязанностью судьи суда кассационной инстанции, т.е. его дискреционным полномочием, которое реализуется им по своему усмотрению. В то же время судья не может по своей инициативе приостановить исполнение судебного решения; основанием для этого в силу принципа диспозитивности должна быть просьба заявителя, выраженная в любой письменной форме.

В кассационном порядке обжалуются только судебные акты, которые вступили в законную силу. По общему правилу судебный акт подлежит исполнению в принудительном порядке с момента вступления его в законную силу (ст. 187, ч. 1 ст. 352 КАС). Поэтому в административном деле очень важным элементом защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства является возможность приостановления судебного решения до окончания производства в суде кассационной инстанции, так как общий срок рассмотрения дела в кассационном порядке может быть достаточно продолжительным (с учетом сроков, предусмотренных ст. ст. 321, 322, ч. 2 ст. 325 КАС).

Вопрос о приостановлении исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта в зависимости от момента поступления такой просьбы может разрешаться судьей либо одновременно с истребованием административного дела, либо после его истребования, но до окончания производства в суде кассационной инстанции. При этом по смыслу положений гл. 35 КАС допускается возможность приостановления исполнения только тех судебных актов, в отношении которых поданы кассационные жалоба, представление.

О приостановлении исполнения решения суда судьей кассационной инстанции выносится мотивированное определение, которое обжалованию не подлежит. Копии указанного определения должны быть направлены в суд первой инстанции, лицам, участвующим в деле, а при необходимости в соответствующие органы, обеспечивающие реализацию решения суда.

В то же время при отказе судьей кассационной инстанции в приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде кассационной инстанции гл. 35 КАС не предусмотрено вынесение соответствующего определения в отдельной процессуальной форме.

Представляется, что при разрешении вопроса о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта в каждом конкретном случае судье кассационной инстанции необходимо исходить не только из дальнейшей перспективы рассмотрения по существу кассационных жалобы, представления, но и из общепризнанных принципов стабильности судебных актов и определенности прав, приобретенных на основании вступивших в силу судебных актов.

Возможность приостановления исполнения решения не зависит от того, выдавался ли судом исполнительный лист, предъявлялся ли он к исполнению, возбуждено ли исполнительное производство, поскольку приостановление исполнения решения и приостановление исполнительного производства являются различными по своей правовой природе действиями, соответственно, порядок их совершения, последствия приостановления, а также последствия отпадения оснований для приостановления различны, в связи с чем оснований для применения к данной ситуации положений ст. 359 КАС не имеется.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что приостановление исполнения решения суда возможно лишь в том случае, если судебный акт не исполнен, а также если он не обращен к немедленному исполнению (ст. 188 КАС);

4) в случае истребования административного дела изучить его на предмет устранения или подтверждения возникших при изучении кассационных жалобы, представления без материалов административного дела сомнений в законности обжалуемых судебных актов.

По общему правилу истребованное административное дело изучается судьей, по запросу которого оно поступило в суд кассационной инстанции. В то же время не исключается замена судьи в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28 КАС;

5) в течение срока, установленного ст. 322 КАС, вынести одно из определений, указанных в ч. 3 комментируемой статьи. Требования к содержанию определения судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции закреплены в ч. 2 ст. 324 КАС; требования к содержанию определения о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции - в ч. 1 ст. 325 КАС.

В случае вынесения определения судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 323 КАС).

При вынесении определения о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещаются об этом в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 326 КАС.

3. Председателю ВС РФ, его заместителю предоставлено право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и самостоятельно вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Порядок ознакомления Председателя ВС РФ, его заместителя с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции КАС не установлен. Следовательно, должен быть применен общий порядок - самостоятельное обращение заинтересованного лица с соответствующим заявлением к указанным должностным лицам ВС РФ.

Возможность обжалования рассматриваемых определений Председателя ВС РФ, его заместителя КАС не предусмотрена.

Перечня оснований, по которым указанные должностные лица могут не согласиться с мнением судьи кассационной инстанции, КАС также не содержит. Не установлено в КАС и временных границ, в рамках которых Председатель ВС РФ или его заместитель может проверить определение судьи в отношении отказа в передаче административного дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Представляется, что эти действия должны быть по возможности осуществлены в сроки, установленные ст. 322 КАС, однако на практике это не всегда осуществимо, так как должностные лица могут не иметь соответствующей информации в указанные сроки.

4. В ч. 5 комментируемой статьи уточняется родовая подсудность административных дел по поступившим кассационным жалобе, представлению (с учетом правил ст. 319 КАС).


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)