Статья 325 КАС РФ. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения судом кассационной инстанции (действующая редакция)



1. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда кассационной инстанции, в который передается административное дело для рассмотрения по существу, а также иные сведения, указанные в части 2 статьи 127 настоящего Кодекса;

4) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подавшего кассационные жалобу, представление;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) изложение содержания административного дела, по которому приняты судебные акты;

7) мотивированное изложение оснований для передачи кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

2. Кассационные жалоба, представление с административным делом рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании.

Комментарий к ст. 325 КАС РФ

1. После изучения кассационных жалобы, представления с приложенными к ним материалами и истребованного административного дела и при подтверждении сложившихся ранее на основании содержания кассационных жалобы, представления сомнений о возможных существенных нарушениях законности судья кассационной инстанции вправе вынести определение о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

При этом, в отличие от ч. 1 ст. 324 КАС, ч. 1 комментируемой статьи не устанавливает основания для передачи жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции, однако таковыми могут служить лишь основания, указанные в ст. 328 КАС.

Вопрос о наличии или отсутствии оснований для передачи жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании разрешается единолично судьей по его усмотрению.

Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции может быть принято в сроки, предусмотренные ст. 322 КАС. Рассмотрение кассационных жалобы, представления по существу происходит только после вынесения указанного определения на конечном этапе, по окончании которого судом кассационной инстанции и выносится либо постановление, либо определение (см. ст. 327 КАС и комментарий к ней).

С этой точки зрения по сути рассмотрение судьей в кассационном производстве вопросов о наличии или отсутствии оснований для возвращения кассационных жалобы, представления (ст. 321 КАС) является этапом возбуждения кассационного производства - аналогом стадии возбуждения административного процесса. Последующие действия судьи кассационной инстанции, связанные с изучением кассационных жалобы, представления, истребованием административного дела (ст. 323 КАС), а также изучением истребованного административного дела и передачей кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, являются подготовительным этапом для рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом судом кассационной инстанции по существу. Оба этих этапа представляют собой своеобразные фильтры, обеспечивающие возможность плодотворной работы судов кассационной инстанции по выполнению задач, связанных с устранением судебных ошибок и формированием единой судебной практики. Поэтому может возникнуть вопрос о возможности заявления отвода судье, принимавшему участие в двух предыдущих этапах рассмотрения кассационных жалобы, представления и рассматривающему кассационные жалобу, представление по существу (см. ст. 32 КАС и комментарий к ней).

В ч. 1 комментируемой статьи закреплены требования к содержанию определения судьи о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции. По общим правилам определение должно состоять из четырех частей: вводной (п. п. 1, 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 325 КАС), описательной (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 325 КАС), мотивировочной (п. 7 ч. 1 ст. 325 КАС) и резолютивной (п. п. 3 и 8 ч. 1 ст. 325 КАС).

При этом относительно вводной части указанного определения судьи в п. 4 ч. 1 ст. 325 КАС уточняется, что в случае подачи кассационной жалобы физическим лицом в отношении его должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии), а не его инициалы, что соответствует положениям п. 1 ст. 19 ГК.

Кроме того, несмотря на отсутствие такого требования в ч. 1 ст. 325 КАС, во всяком случае в определении о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции должно быть указано процессуальное положение по делу лица, подавшего жалобу, а в отношении прокурора - в какой форме (в соответствии с ч. 1 ст. 39 или ч. 7 ст. 39 КАС) он принимал участие в административном деле.

Под предложениями судьи, вынесшего определение, которые должны быть указаны в определении о передаче в силу п. 8 ч. 1 ст. 325 КАС, подразумеваются полномочия суда кассационной инстанции, перечисленные в ч. 1 ст. 329 КАС, подлежащие применению, по мнению судьи, с учетом характера допущенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 127 КАС в резолютивной части данного определения судьи должны быть указаны номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в сети Интернет, адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле.

2. В ч. 2 комментируемой статьи регламентированы непосредственно сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции, и их следует отграничивать от сроков рассмотрения кассационных жалобы, представления, предусмотренных ст. 322 КАС.

Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом на заключительном этапе производства в суде кассационной инстанции зависит от того, суд какого уровня выступает в качестве суда кассационной инстанции.

Так, в президиуме соответствующего суда срок их рассмотрения не должен превышать одного месяца, а в соответствующих судебных коллегиях ВС РФ - двух месяцев.

При этом данный срок начинает исчисляться со дня вынесения судьей определения о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и продлению не подлежит.

Следует также отметить, что, устанавливая в ч. 4 ст. 322 КАС специальные сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления по некоторым административным делам, законодатель в ч. 2 комментируемой статьи не предусматривает специальных сроков рассмотрения этих административных дел в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В то же время представляется, что в такой ситуации суду кассационной инстанции, с одной стороны, надлежит учитывать специальные сроки, указанные в ч. 4 ст. 322 КАС, в случаях, когда это возможно с учетом необходимости извещения лиц, участвующих в деле, за срок, достаточный для обеспечения их явки (ч. 1 ст. 326 КАС), однако, с другой стороны, судебное заседание суда кассационной инстанции может быть назначено и за пределами пятидневного срока, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 241, а также ч. 8 ст. 241 КАС истечение сроков по таким делам не влечет за собой прекращения производства по делу, возбужденному по административному исковому заявлению, поступившему в соответствии с требованиям КАС, и не является препятствием к разрешению судами (включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций) указанных дел по существу.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)