Статья 333 КАС РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления (действующая редакция)



1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные акты, указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по уважительной причине лицом, обратившимся с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по заявлению указанного лица может быть восстановлен судом надзорной инстанции только в случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

4. Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 95 настоящего Кодекса.

5. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Комментарий к ст. 333 КАС РФ

1. В отличие от апелляционных жалоб, представлений надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в суд, которому они адресованы, т.е. в суд надзорной инстанции.

2. В ч. 2 ст. 333 КАС сказано, что срок подачи надзорных жалобы, представления составляет три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу. В данном случае, как и при толковании аналогичных норм ГПК, могут возникнуть вопросы о соотношении этого срока со сроком подачи кассационных жалоб, представлений, который составляет шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. Для их разрешения следует обратить внимание на то, что объекты кассационного обжалования (ч. 2 ст. 319 КАС) и надзорного пересмотра (ч. 2 ст. 332 КАС) не совпадают.

3. Согласно ч. 3 ст. 333 КАС пропущенный по уважительным причинам срок подачи надзорных жалобы, представления может быть восстановлен только в том случае, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или если заявление подано лицом, не участвовавшим в административном деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Изложенное правило о восстановлении срока по своему буквальному содержанию отличается от того, что закреплено в настоящее время в ч. 5 ст. 308.1 АПК. При определении момента окончания пресекательного срока, за пределами которого восстановление срока обращения в суд надзорной инстанции невозможно, юридическое значение имеет не момент подачи заявления о восстановлении срока, а лишь момент отпадения обстоятельств, препятствовавших подаче надзорной жалобы. Так, если тяжелое заболевание гражданина прекратилось спустя 11 месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а надзорная жалоба подается им через 12 месяцев и три дня после вступления судебного акта в законную силу, то, согласно буквальному толкованию комментируемой нормы, срок подачи жалобы может быть восстановлен. При этом полагаем, что подача надзорной жалобы в любом случае должна состояться в разумный срок после отпадения обстоятельств, препятствовавших обращению в суд надзорной инстанции. Напротив, согласно буквальному смыслу ч. 5 ст. 308.1 АПК лицо, не имевшее в течение всего пресекательного срока возможности обратиться в суд надзорной инстанции, теряет возможность подачи надзорной жалобы, что далеко не во всех случаях может быть признано справедливым.

К уважительным причинам, которые могут послужить основанием для восстановления срока подачи надзорной жалобы в отношении физических лиц, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, иные связанные с личностью факты, а также другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с надзорной жалобой в суд.

Нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока обращения в суд надзорной инстанции (см. аналогичные разъяснения, данные в отношении кассационного пересмотра в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").

4. В отличие от восстановления пропущенного срока подачи апелляционных жалобы, представления пропущенный срок подачи надзорных жалобы, представления восстанавливается судом, которому они адресованы, т.е. судом надзорной инстанции. О порядке рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления см. комментарий к ст. 95 КАС.

5. Поскольку в разрешении вопросов о восстановлении срока подачи надзорных жалобы, представления объективно присутствуют элементы судебного усмотрения, у Председателя ВС РФ, его заместителя сохранены традиционные для отечественного процессуального права механизмы контроля за реализацией усмотрения судьи. Председатель или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и самостоятельно вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Соответствующая норма корреспондирует ч. 4 ст. 95 КАС, согласно которой на определение о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана жалоба.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)