Статья 334 КАС РФ. Содержание надзорных жалобы, представления (действующая редакция)



1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего жалобу, представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в административном деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие административное дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и сведения о содержании принятых ими судебных актов;

5) указание на судебные акты, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований. В случае, если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается на нарушение судом единства судебной практики, в них должны быть приведены примеры в подтверждение этих доводов;

7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в административном деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К надзорной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 настоящего Кодекса. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу.

5. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо в надзорной жалобе должно содержаться ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты.

6. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешается судом надзорной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Комментарий к ст. 334 КАС РФ

Комментируемая статья устанавливает формальные требования к надзорным жалобе, представлению и прилагаемым к ним документам.

В целом эти требования тождественны требованиям к кассационным жалобе, представлению (см. комментарий к ст. 320 КАС). Различия заключаются в формулировках оснований для пересмотра судебных актов, которыми при надзорном пересмотре согласно ст. 341 КАС является нарушение обжалуемым судебным актом:

- прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

- прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

- единообразия в толковании и применении норм права.

В случае если в качестве основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в надзорных жалобе, представлении указывается нарушение единообразия в толковании и применении норм права, в них должны быть приведены примеры судебных актов, содержащих противоположные выводы по определенному правовому вопросу, либо должно быть показано, что выводы, сделанные в обжалуемом судебном акте, не согласуются с позициями, отраженными в постановлениях Пленума, обзорах судебной практики ВС РФ.

Кроме того, в отличие от кассационных жалоб и представлений к надзорным жалобам и представлениям нет необходимости прилагать их копии согласно числу лиц, участвующих в деле (см. ч. 6 ст. 320 КАС).

При несоблюдении требований к надзорным жалобе, представлению и прилагаемым документам (за исключением требований относительно правильного указания оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора) они могут быть возвращены аппаратом ВС РФ (ст. 335 КАС) без изучения судьей надзорной жалобы, представления и прилагаемых документов на предмет передачи для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ст. 337 КАС).

Важно отметить, что в отличие от производства в суде апелляционной инстанции в рамках стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора вопросы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера или освобождении от ее уплаты разрешаются по ходатайству участника процесса судом, которому адресованы надзорная жалоба или представление, т.е. судом надзорной инстанции.

Думается, что от имени суда надзорной инстанции в данном случае действует не Президиум ВС РФ, а судья ВС РФ, который вправе разрешать вопрос о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ либо об отказе в этом (ст. 337 КАС).

Полагаем, что выводы по вопросам о государственной пошлине могут быть сделаны как в отдельном определении, так и в определении о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения Президиумом. По общему правилу указанные определения принимаются по итогам рассмотрения судьей представленных документов без извещения о таком рассмотрении лиц, участвующих в деле.

Обжалование определений, вынесенных по вопросам уплаты государственной пошлины, вряд ли возможно.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории