Статья 337 КАС РФ. Рассмотрение надзорных жалобы, представления (действующая редакция)



1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 332 - 334 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного административного дела. В случае истребования административного дела он вправе вынести определение о приостановлении исполнения судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении или ином ходатайстве.

3. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Комментарий к ст. 337 КАС РФ

1. После первого этапа стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора, заключающегося в проверке формальных требований, закрепленных в ст. ст. 332 - 334 КАС, которые касаются содержания надзорных жалобы, представления, прилагаемых к ним документов, а также соблюдения срока и порядка их подачи, следует второй этап надзорного производства. На втором этапе надзорного производства судья ВС РФ изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного административного дела на предмет наличия оснований их передачи для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. При этом судья ориентируется на основания для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора, сформулированные в ст. 341 КАС РФ.

Изучение надзорных жалобы, представления осуществляется без проведения судебного заседания, заслушивания мнений лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, как указал КС РФ при толковании аналогичных норм ГПК, исходя из конституционного требования равенства в праве на судебную защиту и с учетом права не обращавшихся с надзорной жалобой (представлением) лиц правомерно полагать, что вступившее в законную силу судебное постановление действует, должно обеспечиваться обязательное извещение названных лиц об обжаловании судебного постановления и о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции по существу.

2. В рамках второго этапа надзорного производства судья ВС РФ наделен полномочием истребовать административное дело из суда нижестоящего звена судебной системы, что влечет увеличение срока рассмотрения надзорных жалобы, представления (ч. 1 ст. 336 КАС РФ), а также дает судье право вынести определение о приостановлении исполнения судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении или ином отдельном процессуальном документе (заявлении, ходатайстве). Соответствующая просьба должна быть мотивирована. В качестве мотивов может быть указано, например, то, что исполнение судебного акта до окончания рассмотрения дела в суде надзорной инстанции нанесет вред интересам неопределенного круга лиц или публичным интересам, сделает невозможным либо крайне затруднительным восстановление прав лица, обратившегося с надзорной жалобой.

3. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ принимает процессуальное решение в форме определения, указанного в ст. 338 либо ст. 339 КАС (см. комментарий к соответствующим статьям далее).

4. Процессуальное законодательство не содержит и вряд ли может содержать лишь абсолютно определенные критерии для решения вопроса о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Правовое регулирование оснований совершения соответствующих процессуальных действий осуществляется с использованием оценочных понятий (см. комментарий к ст. 341 КАС). Поскольку в разрешении указанного правового вопроса объективно присутствуют элементы судебного усмотрения, законодателем сохранены традиционные для российской правовой системы механизмы контроля за реализацией усмотрения судьи ВС РФ со стороны Председателя ВС РФ, его заместителя, которые вправе не согласиться с определением об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Думается, что при этом сохраняет значение правовая позиция КС РФ, высказанная в рамках толкования аналогичных норм ГПК, согласно которой указанное полномочие Председателя ВС РФ, его заместителя может быть реализовано только при наличии соответствующего обращения лица, подававшего надзорную жалобу (представление). Такое обращение может рассматриваться как обжалование вынесенного судьей определения, являясь по сути отдельным этапом производства в суде надзорной инстанции, и допустимо только в пределах срока подачи надзорных жалобы, представления. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае обращения к ним заинтересованного лица принимают решение в такой же процедуре, в те же сроки и исходя из тех же оснований, которые предусмотрены для решения рассматривающим надзорную жалобу (представление) судьей вопросов об истребовании дела и о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в противном случае имела бы место не урегулированная законом процессуальная деятельность.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории