Статья 1.2 КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях (действующая редакция)



Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к ст. 1.2 КоАП РФ

1. Наряду с комментируемой статьей упоминание о задачах законодательства имеется также в ст. 2 ЖК, ст. 1 Трудового кодекса РФ и ст. 2 УК; ст. 2 ЛК определены задачи и цели лесного законодательства.

Задачи законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях существенно отличаются от задач, сформулированных ст. 1 КоАП 1984 г.: в комментируемой статье настоящего Кодекса среди объектов правовой защиты прежде всего указаны индивидуальные права и интересы. В отличие от этого, предшествующий КоАП к объектам правовой защиты в основном относил общегосударственные интересы.

В комментируемой статье впервые упоминается о защите санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности - подобная детализация объектов правовой охраны не была свойственна КоАП 1984 г., в котором доминировали обобщающие категории. В комментируемой статье значительное внимание уделено защите конституционного права граждан на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности; также примечательно, что собственность упомянута в качестве единого правоохраняемого объекта. Таким образом, подчеркивается конституционный принцип равной правовой защиты всех форм собственности, а не отдельных ее форм: КоАП 1984 г. к объектам правовой защиты относил только социалистическую собственность.

2. Дефиниции некоторых правоохраняемых объектов, упомянутых в комментируемой статье, содержатся в законодательстве РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Применительно к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Понятия природного объекта, природно-антропогенного объекта, антропогенного объекта определяются ст. 1 указанного Федерального закона.

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды подразумевается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

При истолковании понятия "государство" следует учитывать дуалистичность понимания последнего в Конституции РФ: наряду с Российской Федерацией как суверенным государством государственно-правовым статусом наделяются также республики в составе России (ср. ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).

К правоохраняемым объектам, упомянутым в комментируемой статье, относится общественная нравственность - признанные личностью и защищаемые государством нормы и правила поведения, включающие религиозные установления и иные моральные правила, содействующие духовному обустройству не только индивида, но и гражданского сообщества в целом. Характерно, что защита общественной нравственности не была отнесена КоАП 1984 г. к задачам законодательства об административных правонарушениях.

Защита законных прав граждан и общегосударственных интересов от административных правонарушений невозможна без карательных санкций, применяемых к нарушителям; в КоАП они отождествляются с административными наказаниями, применение которых, как и любых других наказаний, сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод.

Указанные ограничения должны быть соразмерны с общественной опасностью деяния, имущественным ущербом или моральным вредом, причиненным правонарушением: согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение упомянутых прав и свобод может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым защита общественной нравственности признается в качестве одной из приоритетных задач федерального законодательства в целом, в том числе КоАП и других федеральных законов, регламентирующих меры административного принуждения.

К другим принципиальным нововведениям, свойственным комментируемой статье, следует отнести защиту законных интересов не только физических, но и юридических лиц: как известно, КоАП 1984 г. рассматривал в качестве субъектов административного правонарушения только физических лиц, при этом административные санкции, применимые к юридическим лицам, определялись отдельными федеральными законами, а также кодифицированными актами, например Таможенным кодексом РФ.

Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц в качестве одной из задач административного законодательства означает охрану не только конституционных прав и интересов: гарантии правовой защиты в равной мере распространяются и на другие конституционные права, без которых невозможно осуществление права на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность, провозглашенного в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Таким образом, защита правоохраняемых интересов, указанных в ст. 1.2 КоАП, является комплексной задачей, решение которой обеспечивается не только административным законодательством, но и уголовным, гражданским и другими отраслями федерального законодательства.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории

Кодекс РФ об административных правонарушениях (978)

Бюджетный кодекс РФ (290)

Гражданский кодекс Российской Федерации (1706)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (442)

Градостроительный кодекс РФ (126)

Жилищный кодекс РФ (239)

Кодекс административного судопроизводства РФ (379)

Лесной кодекс Российской Федерации (154)

Кодекс торгового мореплавания РФ (447)

Налоговый кодекс Российской Федерации (719)

Семейный кодекс Российской Федерации (171)

Таможенный кодекс РФ (445)

Трудовой кодекс Российской Федерации (500)

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (205)

Уголовный кодекс Российской Федерации (482)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (551)

Водный кодекс Российской Федерации (74)

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (166)

Воздушный кодекс Российской Федерации (143)

Земельный кодекс Российской Федерации (173)

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (406)