Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации



За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 43 ЗоЗПП

1. Если в ходе осуществления проверочных мероприятий будут выявлены факты нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, органам государственного надзора (их должностным лицам) предоставлено право использовать механизмы административного, уголовного и гражданского принуждения. Применение данных механизмов предполагает возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов в области защиты прав потребителей, привлечение виновных лиц (продавца, исполнителя, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) к отдельным видам юридической ответственности.

За совершение правонарушений, посягающих на права потребителей, действующее федеральное законодательство предусматривает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

2. Административная ответственность установлена в КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Как средство административного принуждения ответственность применяется в целях защиты личности, охраны прав граждан-потребителей, охраны здоровья граждан, предупреждения новых правонарушений и имеет, бесспорно, мощный правоохранительный потенциал.

Составы правонарушений, посягающих на отношения в области защиты прав потребителей, содержатся в ст. ст. 14.4, 14.4.2, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ. Объектом посягательства данной группы административных правонарушений являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Объективная сторона административных правонарушений, являясь внешним проявлением противоправного виновного действия физического или юридического лица, может быть выражена в следующем:

1) в осуществлении предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию населению услуг:

- ненадлежащего качества или с нарушением требований, установленных в законодательных и иных нормативно-правовых актах РФ;

- с нарушением требований о предоставлении потребителю необходимой информации, установленной в ст. ст. 8 - 11 комментируемого Закона;

- с нарушением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

2) в обмеривании, обвешивании, обсчете потребителя при реализации товара (работы, услуги);

3) в введении потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (работы, услуги);

4) в нарушении иных прав потребителей, к примеру, непредоставление потребителю полной и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуги), установленных законом льгот и преимуществ; включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;

5) в нарушении установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Санкции приведенных статей КоАП РФ предусматривают административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа. За повторно совершенное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, по решению суда в отношении должностных лиц может быть назначено наказание в виде дисквалификации до одного года, в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в виде конфискации предмета административного правонарушения (т.е. товаров, не соответствующих образцам по качеству). За продажу недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского потребления, повлекшую причинение вреда здоровью граждан либо создавшую угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, по постановлению суда может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В качестве примера приведем данные, характеризующие административно-юрисдикционную деятельность территориальных органов Роспотребнадзора за 2012 г. Должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере розничной торговли в отношении виновных лиц были возбуждены 83723 дела об административном правонарушении, из которых 63% были связаны с реализацией продовольственных товаров. Всего были вынесены 114494 постановления о назначении административного наказания, главным образом в виде административного штрафа (93% дел). Основную долю выявленных нарушений в сфере розничной торговли (40%) составляли нарушения правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ). Административные правонарушения, квалифицируемые по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, составили соответственно 8,8%, по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ - 5,8%; по ст. 14.7 КоАП РФ - 4,2%; по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - 19,3%.

За рассматриваемый период судами общей юрисдикции по результатам рассмотрения направленных органами Роспотребнадзора дел об административных правонарушениях были вынесены 707 постановлений о назначении административного наказания, из них в виде предупреждения - 133, дисквалификации - 1, административного штрафа - 522, конфискации предмета административного правонарушения - 26.

3. Уголовная ответственность за нарушение требований комментируемого Закона предусмотрена ст. 238 УК РФ и наступает в том случае, если употребление некачественных или опасных пищевых продуктов повлекло за собой возникновение заболевания, отравление, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Обратимся к диспозиции ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Данное деяние посягает на здоровье граждан, а также на установленные законодательством гарантии прав и интересов потребителей. В частности, ст. 7 комментируемого Закона предусматривает, что "потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя".

Объективную сторону рассматриваемого преступного деяния образуют прежде всего действия, выразившиеся:

- в производстве, хранении или перевозке в целях сбыта товаров (продукции), не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей;

- в сбыте данных товаров;

- в неправомерной выдаче и в неправомерном использовании официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров требованиям безопасности (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, гигиенических заключений, лицензий на производство товаров и т.п.).

Согласимся с позицией М.М. Зейналова в том, что привлечение лица к ответственности за данное преступление возможно лишь при наличии двух условий:

- доказанности не только самого факта производства, хранения или перевозки товаров и продукции в целях их сбыта, но и опасности этих действий для жизни или здоровья потребителей;

- наличия у совершившего их лица осознания характера своих действий и их несоответствия требованиям безопасности, что не предполагает возможности принятия произвольного решения об уголовной ответственности.

В качестве мер уголовной ответственности к виновным лицам применяются наказания в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ, ограничения или лишения свободы на определенный срок. При наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 238 УК РФ (совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении товаров, предназначенных для детей в возрасте до шести лет; повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, смерть одного человека, двух или более лиц), уголовно-правовая санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, принудительных работ на срок до пяти лет, лишения свободы на срок до десяти лет.

4. Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров, работ, услуг предусмотрена ГК РФ и комментируемым Законом.

Параграф 3 главы 59 ГК РФ "Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг" содержит общее правило возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, согласно которому "вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет".

Ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), конкретизируется также и в ст. 14 комментируемого Закона. Данная статья предусматривает полное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). При повреждении здоровья потребителя возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и т.п. Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются ст. ст. 1088 и 1089 ГК РФ.

Компенсация причиненного потребителю морального вреда производится в соответствии с положениями ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ и ст. 15 комментируемого Закона, в которой сформулированы следующие правила возмещения:

- причиненный моральный вред подлежит компенсации только при наличии вины причинителя вреда;

- размер такой компенсации определяется по решению суда и не ставится в зависимость от размера возмещения имущественного вреда. Разъяснение данного положения содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". В п. 25 Постановления Пленум разъясняет следующее: поскольку моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара. а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Требования, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью потребителя вследствие недостатков товаров (работ, услуг), носят имущественный характер. Законодатель предусмотрел возможность их удовлетворения в добровольном порядке. Однако несоблюдение потребителем внесудебного (претензионного) порядка разрешения спора не должно являться препятствием реализации им права на судебную защиту, что нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7. При принятии искового заявления следует иметь в виду, что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, т.к. это противоречит ст. 46 Конституции РФ и рассматриваемому Закону.

Реализуя предоставленное право на судебную защиту, потребитель при предъявлении иска должен руководствоваться правилами о подсудности, закрепленными в ст. 17 комментируемого Закона и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ. Иск может быть предъявлен в суд:

- по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;

- по месту жительства или пребывания истца;

- по месту заключения или исполнения договора.

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителя, а также законных интересов неопределенного круга потребителей вправе должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов, прокурор, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Однако в связи с тем, что органы местного самоуправления и общественные объединения не наделены государственно-властными полномочиями в сфере защиты прав потребителей, при выявлении по жалобам потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни и здоровья они незамедлительно должны обратиться в компетентный орган государственного надзора.


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории