Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)



1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

3. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом).

Комментарий к ст. 8 ЗоЗПП

1. В комментируемой статье определены виды информации, которые изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю по его требованию. В ст. ст. 9 - 11 комментируемого Закона раскрывается содержание этой информации.

Так, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает в себя сведения о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождении (адресе), режиме работы, государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа (для индивидуальных предпринимателей). В том случае, если осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) вид деятельности подлежит лицензированию, до потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности, номере лицензии, сроке ее действия, а также органе, выдавшем лицензию.

Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, определен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также иных федеральных законах, регулирующих отношения в соответствующих сферах деятельности (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 13; Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", глава III; Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 32; и др.).

В том случае, если исполнитель имеет государственную аккредитацию, соответствующая информация также должна быть доведена до потребителя.

Информация о режиме работы включает сведения о начале и окончании работы организации, перерывах на обед, специальных перерывах, обусловленных технологией и организацией производства и труда в организации.

Информация о реализуемых товарах (работах, услугах) доводится до потребителя в объеме, определенном в п. 2 ст. 10 комментируемого Закона.

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи предоставляемая потребителю информация должна отвечать двум критериям - она должна быть необходимой и достоверной.

Комментируемый Закон не содержит определения необходимой информации, однако, исходя из значения слова "необходимый", можно сделать вывод о характере такой информации. Необходимая - значит нужная, обязательная, без которой нельзя обойтись потребителю, чтобы сделать правильный (компетентный) выбор товара (работы, услуги).

Согласимся с мнением Г.Р. Гафаровой о том, что "информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ, услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой".

Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 12 комментируемого Закона (см. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160).

Вместе с тем анализ положений ст. ст. 8 и 10 комментируемого Закона позволяет в качестве характерных признаков предоставляемой потребителю информации определить также ее доступность, наглядность, своевременность и соответствующее содержание.

3. В п. 2 комментируемой статьи определены требования, предъявляемые к форме и способам доведения до потребителя указанной информации при заключении договоров купли-продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Информация должна быть наглядной. Она должна быть размещена в доступном до потребителя месте или доведена до потребителя иным способом, принятым в отдельных сферах обслуживания.

Таким образом, комментируемая статья не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Конкретные способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ.

Так, в п. 1 ст. 9 комментируемого Закона определено, что информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождении и режиме работы должна быть размещена на вывеске. Аналогичная норма закреплена в п. 2 Правил бытового обслуживания населения. В п. 11 Правил оказания услуг общественного питания определено, что исполнитель должен разместить на вывеске наряду с вышеуказанной информацией также сведения о типе и классе оказываемых услуг. В том случае, если осуществляемая исполнителем деятельность подлежит лицензированию, информация о номере выданной лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем лицензию, размещается в удобных для ознакомления потребителя местах. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителя посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг общественного питания (п. 13 Правил).

При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Информация может быть доведена до потребителя и иным способом, например путем указания в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), что может быть признано в качестве обычая делового оборота.

Однако, как отмечают специалисты ФАС, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, может быть квалифицировано в качестве рекламы, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование потребителя о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании).

Информация доводится до потребителя на русском языке. По усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) информация дополнительно может быть переведена на государственные языки республик в составе Российской Федерации или родные языки народов Российской Федерации. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. п. 1, 2 и 3 ст. 12 комментируемого Закона (см.: п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).


Дополнительные материалы


Рубрики

Категории